История  Лекции  Документы  Доклады  

Проблемное обучение на уроках истории в 5-6 классах

Проблемное обучение на уроках истории в 5-6 классах






Дата публикации12.06.2015
ТипУрок
h.10-bal.ru > Водные виды спорта > Урок
Проблемное обучение на уроках истории в 5-6 классах.

На уроках истории в 5-х классах важно увлечь учащихся предметом, начать работу над формированием критического мышления, умения самостоятельно анализировать факты, делать выводы, обобщать изучаемый материал.

Историю Древнего мира учащиеся начинают изучать с характеристики видов источников. Детям предлагаются на уроке задания: подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костёр? Учащиеся пытаются вместе с учителем делать выводы (о пользовании огнём, о том, сколько времени подряд жили на этом месте люди, когда потух этот костёр). Интерес у учащихся вызывает задание о находках в древних стоянках людей и связи находок с занятиями первобытных людей, образе жизни.

На уроке «Древние люди» в начале изучения нового материала учащиеся получают задание: Подумайте, почему древние люди жили коллективами, а не поодиночке? Ответ на вопрос потребует вспомнить образ жизни первобытных людей, трудности хозяйственной деятельности, опасности окружающего мира, а также самостоятельно придти к выводу об устройстве первобытного общества.

На уроке «Родовые общины охотников и собирателей» учащиеся работают над вопросом - как и почему изменились орудия труда и жизнь древнейших людей. Это закрепление материала, изучаемого на уроке.

При изучении раздела «Древний восток» на уроках, посвящённых изучению истории Древнего Египта, интерес у учащихся вызывают задания: «Прав ли был Геродот, когда называл Египет «даром Нила»?» Дети учатся понимать смысл высказывания и искать факты, объясняющие его. Эта работа является важным шагом к формированию умения, необходимого в будущем для написания эссе.

В начале урока: Религия Древнего Египта учащиеся получают задание – В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Дети учатся рассуждать, приводить самостоятельные умозаключения, таким образом делать выводы.

Урок «Письменность и знания древних египтян» начинается с вопроса: Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

Урок «Финикийские мореплаватели». В качестве закрепления материала предлагается ответить на вопрос: Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах? В чём преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?

В теме «Установление рабовладельческого строя», где учащиеся получают представление о власти в греческих городах-государствах, уч-ся предлагается задание: оцените, при каком порядке управления более справедливое устройство жизни? Учитель указывает на порядок ведения народного собрания в Афинах и Спарте, наличия гражданства, знакомятся со способами голосования в обоих государствах, уточняют определение «детский способ голосования», учитель подводит детей к пониманию сущности демократии и тоталитарного государства, не настаивая на заучивании данных терминов.

При изучении темы «Расцвет эллинской культуры» при изучении науки и школы в Древней Греции дается задание - сравнить обучение в древнегреческой школе с обучением в современной школе, определить достоинства и недостатки школ. Подобное задание дети выполняют, знакомясь с особенностями спартанского воспитания. При изучении событий греко-персидских войн, ставим проблему - подумать, почему греки одержали победу над таким сильным и коварным врагом? При этом в своём рассказе учитель не делает акцентов на причинах победы.

При изучении темы «Образование греко-македонских государств в Восточном Средиземноморье на уроке «Упадок Греции и подчинении её Македонией в VI в до н.э. учитель ставит перед учащимися вопрос: Почему в V в до н.э. грекам удалось отстоять свою независимость в борьбе с персами, а через 150 лет Греция оказалась под властью Македонии? Весь урок строится на фактах, которые побуждают учащихся к решению этого вопроса. При обсуждении обращается внимание учащихся на события, ослабившие силу сопротивления Греции. Кроме того, уч-ся размышляют над проблемой: Какие факты объясняют обстоятельства, которые привели к победе македонян? Эти задания приводят к активному участию детей в изучении нового материала, к развитию самостоятельности мышления.

Тема урока «Устройство Римской республики». После объяснения порядка управления Римской республикой, лиловой схемы её устройства, предлагается учащимся задание: Сравним Римскую и Афинскую республики. Акцент делается на различия в государственном строе Афин и Рима, учащихся подводятся к размышлению над вопросом: какой порядок более справедлив: в Риме или в Афинах?

Тема «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья». При изучении Второй войны Рима с Карфагеном после знакомства учащихся с событиями Второй Пунической войны обсуждается вопрос: Каковы причины победы Рима над Карфагеном? Обсуждение поможет вспомнить важные этапы войны.

Урок «Рабство в Древнем Риме» ставит задачу перед учащимися в начале урока: Доказать, что рабовладельческий строй в Риме достиг большего развития, чем на Древнем Востоке и в Греции. Это задание заставляет вспомнить пройденный материал, продолжает развитие навыка обобщения и формирования самостоятельного вывода учащимися.

При изучении темы «Восстание Спартака» в заключение урока уч-ся указывают причины поражения восставших.

На уроке по теме «Единовластие Цезаря» в начале объяснения, раскрытия событий о возвышении Цезаря перед учащимися ставится вопрос: Кто из рабовладельцев и почему был заинтересован в сохранении республики? Что помогло Цезарю захватить власть в Риме

На уроке по теме «Установление империи в Риме» учащиеся работают над вопросом: Сравните Римское государство при Октавиане Августе и государство в Древнем Египте:

- в чем сходство между ними?

- опишите власть фараона и власть Октавиана Августа. В чем их различие?

Эти вопросы учат сравнивать исторический материал, делать выводы. Начинается работа над формированием исторического мышления.

В 6 классе при изучении истории России особенное внимание уделяется этой технологии. Учащиеся получают знания благодаря самостоятельному поиску, активной деятельности мозга. Это залог получения прочных знаний. Например, изучая события, связанные с формированием Древнерусского государства уч-ся анализируют деятельность киевских князей - Олега, Игоря, Ольги? Какие изменения привели к усилению государства и сильной централизованной власти.

На уроках, посвящённых принятию христианства, на Руси учитель дает задание - сравнить язычество и христианство и догадаться - почему христианство стало жизненно необходимым событием в истории нашей страны. При изучении деятельности исторических личностей учитель озадачивает учащихся – Попытайтесь оценить самостоятельно значение деятельности, успехи, недостатки, достоинства, ошибки, просчёты. Такая работа является хорошей основой для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по истории.

Изучение главы I «Наша родина в древности» начинается с урока «Древние люди на территории нашей страны». В начале изучения нового материала ставим вопрос: Как изменилась жизнь людей при переходе к производящему хозяйству? Во время описания зарождения родового строя, совершенствования орудий труда, зарождения разных видов хозяйственной деятельности людей, уч-ся подводятся к пониманию перемен в общественной жизни людей.

При изучении темы «Восточные славяне» предлагается задание:

Как повлияла природа на занятия и верования восточных славян? Учащиеся самостоятельно анализируют условия жизни и находят зависимость от них хозяйственной деятельности славян и верований.

Урок по теме: Древнерусское государство. Задание: Подумайте, сильной или слабой была власть первых киевских князей?

Урок «Расцвет древнерусского государства». Ставим проблему: Почему Ярослав мудрый стремился широко распространить православие?

Урок «Начало распада Древнерусского государства». В начале урока задается вопрос «На ваш взгляд, каковы причины усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого?

Урок «Раздробленность русских земель». В конце урока предлагается учащимся задание: Предположите, какие причины препятствовали полному распаду Руси?

Урок «Походы Батыя на Русь». В начале изучения нового материала учитель просит учащихся подобрать факты, которые объясняют причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарами во время похода Батыя.

Урок «Борьба русских земель с западными завоевателями». Задание : В самый тяжелый для нашего народа период Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Как вы думаете, почему?

Урок «Собирание русских земель во II половине XIV века». В начале урока учащиеся получают задание: Почему именно Москва объединила северо-восточные русские земли и возглавила борьбу за свободу Руси?

Урок «Развитие культуры в русских землях во II половине XIII-XIV вв. Объясните слова А.С. Пушкина «Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».

Урок «Московское княжество в I половине XV века». Задание: Какие изменения в хозяйственной жизни, в жизни церкви способствовали объединению государства».

Урок «Русская культура в XV- начале XVI века». Какие события, условия жизни Русского государства способствовали развитию русской культуры?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маоу «сош №56 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Проблемно-диалогическое обучение как условие развития учебной мотивации на уроках истории»

Методическая разработка по теме: «Использование икт на уроках истории в 5 классах»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Копыловская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Методическая разработка семинарских занятий для преподавателя на...
«Организация учебной деятельности студентов на уроках истории в форме семинара – практикума»

Русская культура в конце xv—xvi в. Примерный план раскрытия темы
Развитие образования: Обучение при монастырях. — Обучение в домашних условиях и в частных школах. — Основные предметы изучения. —...

Пояснительная записка рабочая программа по истории России в 6,7,8,9,...
России в 6,7,8,9, 10 классах составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего...

Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение
Содержание: умк по дисциплине Теория государства и права для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение...

Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение
Содержание: умк по дисциплине Теория государства и права для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение...

Тесты на уроках истории древнего мира в 5 классе
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при...

Билеты по истории России в 6-х классах
При рассказе о правлении князей, не забывайте называть года их правления. Прозвища, если есть

Рабочая программа по всеобщей истории для 5-9 классов (общеобразовательное обучение)
Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла протокол №1

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru