История  Лекции  Документы  Доклады  

"Право человека на жизнь сейчас и в прошлом". Обществознание, 6-й класс

"Право человека на жизнь сейчас и в прошлом". Обществознание, 6-й класс






Дата публикации12.06.2015
ТипУрок
h.10-bal.ru > Решебник > Урок

"Право человека на жизнь сейчас и в прошлом". Обществознание, 6-й класс


Цель урока:

  • Дать представление о праве на жизнь как одном из фундаментальных основ прав человека, признание которого есть проявление высшей справедливости права.

  • Побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим.

  • Продолжить формирование умений общаться и работать в группах:

- решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации;
- взвешивать альтернативные линии;
- принимать продуманные решения;
- участвовать в диспутах;
- общаться друг с другом.

Основные термины и понятия:

Право, права человека, Всеобщая декларация прав человека, право человека на жизнь, ООН, Вторая Мировая война, фашизм, терроризм, гуманизм, гармония, героизм, подвиг, сострадание, милосердие.

Материалы и оборудование, подготовка к уроку:

Столы и стулья в классе расставлены для работы в малых группах по 4-5 человек.

На каждом столе разложены карандаши, ручки, листы бумаги для групповой работы, магниты (на каждого учащегося), тетради, учебники, удостоверения участников урока.

Удостоверения решают следующие задачи на уроке:

  1. Игровая атрибутика, помогающая создать соответствующую атмосферу в классе.

  2. Способ деления учащихся на группы в ходе урока. Поэтому они напечатаны на бланках разного цвета (оранжевые, зеленые, желтые, сиреневые). Для этого заготовлены таблички на столы соответствующих цветов с надписями: оранжевая табличка – первобытнообщинный строй, желтая – древняя Греция, зеленая – Средние века, сиреневая - современный мир.

  3. Индивидуальные рабочие листы, место выставления оценок и рефлексии.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока

I этап. Организация и начало занятия.

Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать всех Вас! Сегодня у нас не совсем обычное начало урока. Я предлагаю вам самим сформулировать тему урока, посмотрев слады, прослушав мои комментарии к ним.

Каждое утро с первыми лучами солнца (1)

пробуждается Земля.(2)

Раскрываются нежные лепестки роз, (3)

покрытые капельками росы. (4)

Пробуждается все живое, (5)

пробуждается и Человек. (6)

Начинается новый день Жизни, (6)

которая дарована нам всем свыше законами Земли и (7)

Космоса.(8)

Жизнь дана нам для того, чтобы мы могли постигать мудрость бытия, (9)

любить, творить добро, созидать красоту. (10)

Таковы великие законы Природы. (11)

Они придуманы не нами.(12)

У каждой жизни свой срок: (13)

день сменяется (14) ночью,

вслед (15)

за весной и (16)

летом

приходит (17) осень, а затем (18) зима. (19)

Растение отцвело, высохло и упало. (20)

Семя падая в землю, рождает новый цветок. (21)

Жизнь – это вечное движение.(22)

Человек – часть природы. (23)

Человек появился на Земле, когда природа уже жила по своим многовековым законам. (24)

В праве ли мы нарушать или менять эти законы? Брать на себя роль судьи, имеющего право кого-то лишать жизни? (25)

Насильственно прерванная жизнь – это всегда трагедия. Она бессмысленна и противоестественна. (26)

Жизнь создала нас, для того чтобы мы тоже могли творить и созидать.(27)

В природе ворон ворону глаз не выклюет,

тигр не охотится на тигра.(28)

И только человек убивает себе подобных.(29):

В самом начале Великой Отечественной войны немецкие солдаты получали памятки “Помни и исполняй:

«…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…». Более 27 млн. советских людей погибло на этой войне, 65 – летие которой мы с вами отметим …

Имеет ли право кто- либо распоряжаться жизнью других? И что необходимо сделать, для того, чтобы в XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью? - спросим мы сегодня себя. В ответах на эти вопросы главная учебная цель для всех нас. Исходя из нее, давайте назовем урок. Слайд.

О чем мы с вами будем говорить?

План урока.

  1. Что такое жизнь? Какая она?

  2. Что угрожает нашей жизни?

  3. Кому мы можем предъявить наше право на жизнь?

  4. В каких документах закреплено это право?

  5. Как исторически менялись представления людей о жизни и смерти?

  6. Свободен ли человек в выборе своей жизни и смерти?

  7. Имеет ли право общество распоряжаться чьей-то жизнью?

Чему мы сегодня научимся?

- общаться и работать в группах;

- решать проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации;
- взвешивать альтернативные линии;
- принимать продуманные решения;
- участвовать в диспутах;
- общаться друг с другом.

Как мы с вами будем работать?

Возьмите, пожалуйста, на столах удостоверения участников и впишите в них свои Ф.И.О.

Посмотрите внимательно на это удостоверение. Это ваш рабочий лист. Сегодня нам предстоит серьезная индивидуальная и групповая работа. Все свои индивидуальные работы, заметки, записи, мысли, пожелания вы вносите в свое удостоверение, для того, что бы я впоследствии могла оценить вашу работу. Групповые записи вы делаете на отдельных листах. Они лежат у вас на столах. Каждый из вас сегодня будет, работать не в одной, а в 2-х разных группах. В конце каждой коллективной работы группа оценивает вклад каждого участника и ставит ему оценку в его удостоверение. А в конце конференции каждый участник сможет выставить в свое удостоверение оценку себе, своим группам и всей конференции в целом. Затем вы оставите все это мне для выставления итоговых оценок. Я буду учитывать ваш индивидуальный труд, оценки групп и ваши творческие работы.

У кого какие вопросы по организации работы? Всем все понятно?

Тогда начинаем работу.

II этап. Проверка и закрепление знаний по теме.

И наш первый вопрос: “А что же такое жизнь?” Вопрос очень сложный и неоднозначный. На протяжении многих веков люди спорили по этому поводу, но так и не пришли к единому мнению. Четкого определения понятия “Жизнь” не существует, а сама жизнь, тем не менее существует. Мы все ее чувствуем, ощущаем. А вот как мы ее чувствуем? Какой ее видим? Какие образы, впечатления возникают у каждого из нас при слове “жизнь”? С каким цветом она у ассоциируется? Почему? С чем ее можно сравнить? С этим и было связано ваше творческое домашнее задание: сделать рисунок на тему: “Какого цвета жизнь?” и кратко его защитить. Итак, давайте обменяемся с вами мнениями по вопросу “Какого цвета жизнь и почему?”

Защита творческих работ.

Учащиеся выходят группами к классной доске, по очереди каждый ученик прикрепляет свой рисунок магнитом, произносит фразу: “Я думаю, что жизнь… цвета, потому что…”. После того как выступили все, группа садится на место, выходит следующая группа. Постепенно на классной доске образуются пестрая выставка детских работ.

Обмен мнениями завершен. Давайте подведем итоги. Перед нами ваша общая групповая работа. Вот так мы с вами видим жизнь.

Так какого же она все-таки цвета?

Скажите, а вам нравится наша общая работа? Что она вам напоминает? На что похожа?

Есть ли в ваших представлениях о жизни что-то общее?

Для того чтобы создать эти работы вы затратили много труда, времени, вложили в них свою душу. А как вы думаете, много ли труда и времени потребуется для того, что бы все это уничтожить? Смять, порвать, выбросить! В один момент, раз, и ничего больше нет: ни солнца, ни неба, ни растений, ни жизни. Ничего. Разрушать всегда проще, чем созидать.

Мы переходим с вами к обсуждению второго вопроса нашего урока: “Кто или что угрожает жизни человека”

(прием “Корзина идей”)

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по данной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность – 1-2 минуты).

  2. Обмен информацией в группах по 4 человека. Учащиеся делятся знаниями, составляют свой групповой список (групповая работа, 2-3 минуты).

  3. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список фактов).

  4. Учитель кратко записывает все сведения на доске (без комментариев), даже если они ошибочны.

  5. В общеклассном обсуждении исправляются ошибки, данные объединяются в единую структуру в виде кластера.

  6. На экран проектируется слайд

Кластер “Что угрожает жизни”.

Ребята сравнивают свою работу с образцом, делают выводы, ставят оценки в рабочие листы.

Жизнь хрупка и беззащитна. Ее так легко сломать. Тем более что у жизни есть только один способ появиться на свет – это родиться. А вот для того, что бы уничтожить жизнь человечество изобрело множество разных способов. Как сказал один мудрец: “У смерти есть тысяча дверей, чтобы выпустить жизнь…”

Любая смерть – это трагедия, зло. Зло, связанное с действиями и поступками человека, с состоянием его души, его нравственности. Иногда в своей смерти человек виноват сам. Но порой в его смерти виноваты окружающие его люди.

В каких случаях причиной смерти человека становится общество, государство? (война, терроризм, преступление, смертная казнь)
Кому мы можем предъявить наше право на жизнь? (правительству своей страны, мировому обществу)
В каких документах закреплено право на жизнь? (Всеобщая декларация прав человека, Конституция)
Когда были приняты эти документы? (10.12.1948, 12.12.1993)
Почему эти документы появились после 2 мировой войны?


Для работы над вопросами 4. Как исторически менялись представления людей о жизни и смерти?
5.Свободен ли был человек в выборе своей жизни и смерти в разные исторические эпохи?
я предлагаю создать экспертные группы по числу исторических эпох, которые мы изучали, и современному миру (в данном случае будем опираться на наши знания, полученные из разных источников): первобытнообщинный строй, античность, средние века

(по ходу объяснения учитель расставляет на рабочих столах разноцветные таблички с надписями: красная – первобытнообщинный строй, желтая – Древняя Греция, зеленая – средние века, сиреневая – современный мир).

Я прошу всех учащихся занять места в соответствии с цветом своих удостоверений за столами с табличками такого же цвета. Все свои рабочие материалы (тетради, удостоверения) берите с собой.

Задание группам:

Проследить, как менялось отношение людей к жизни и смерти в разные исторические эпохи. Название исторической эпохи, которой будет заниматься ваша экспертная группа, написано на цветной табличке, стоящей на вашем столе. Все группы работают по общему плану, который вы видите на экране

Вопросы группам:

  1. Представления людей о жизни и смерти в данную историческую эпоху.

  2. Был ли свободен человек в выборе своей жизни и смерти. Приведите конкретные примеры.

  3. Были ли попытки защитить право человека на жизнь? Приведите примеры.

В своей работе вы можете пользоваться любыми источниками (учебники, тетради). Выберите того, кто будет отчитываться о проделанной работе.

Работа групп – 5 минут.
Отчеты групп – 5 минут.

Люди убивали друг друга на протяжении двух тысячелетий. Но в настоящее время человечество столкнулось с проблемой, что если оно не начнет относиться к жизни как высшей ценности, не признает право каждого человека на жизнь, то погибнет все человечество в целом.

Почему такая проблема возникла именно в наши дни?

Что нужно сделать, для того чтобы изменить существующую ситуацию?

Вот мы и подошли к проблеме нашего урока:

Имеет ли право кто- либо распоряжаться жизнью других? И что необходимо сделать, для того, чтобы в XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью? -

Круглый стол.

Ответ на первый вопрос мы получили в ходе урока. Каков он?

По второму вопросу предлагаю всем участникам обменяться мнениями в форме “круглого стола”. Подумайте и закончите следующую фразу: “Я думаю, для того чтобы в XXI веке человеческая жизнь была признана высшей ценностью нам всем нужно…”

Саму фразу повторять не обязательно, нужно ее просто продолжить. Говорить будем все по очереди. На размышление каждому дается 5-10 секунд. Если кто-то не собрался с мыслями, право говорить переходит к другому. Перебивать говорящего запрещено. Высказавшись, каждый кратко записывает свои ответы в рабочий лист.

IV этап. Подведение итогов, рефлексия.

Наш урок закончен, пора подводить итоги. Поставьте, пожалуйста, в своем удостоверении участника конференции на последней странице оценку себе лично. Как вы сами оцениваете свою работу сегодня? Своих групп? Напишите, пожалуйста, о том, понравилось ли вам наше занятие. Не просто Да или Нет, а почему. Свои удостоверения оставьте на столах. Ваш учитель проверит их и сообщит вам вашу итоговую оценку за урок.

На память о нашем уроке я хочу подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман, школьницы из Днепропетровска, которая была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной).
Я благодарю вас всех за работу.



«Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Право на жизнь (международно-правовой аспект)
Охватывается ли правом на жизнь право на смерть

История человечества начинается с того времени, когда на Земле появляются...
Природа, климат, пища и многое другое заставили его изменялся. Он стал рождать обезьян, которые сейчас являются высшими – шимпанзе,...

Тема изучения
Прошлое, настоящее, будущее. Главный герой – историк. История – то, как люди жили в прошлом, живут сейчас, как будут жить в будущем....

1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования,...
История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники...

Древнейшие поселения человека на северном кавказе
Кавказе сейчас относят к периоду от 500 до 180 тыс лет до н э. Первые следы обитания человека на Северном Кавказе принято относить...

Жизнедеятельность общества протекает в различных формах, ведущими...
Бытие человека, по существу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей, способ и условия производства материальных...

Учебное пособие конспекты лекций по дисциплине «Обществознание»
В учебном пособии «Обществознание» (конспекты лекций) для средних специальных учебных заведений изложены основные разделы дисциплины...

Рабочая программа Обществознание 9 класс. Шелков В. В. учитель истории...
Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования...

Учебному предмету Обществознание (включая экономику и право) для 10-11 классов
Учебная программа по учебному предмету Обществознание (включая экономику и право) для 10-11 классов

Обществознание
Уровень мировоззрения, который формируется у человека с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, способностей,...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru