История  Лекции  Документы  Доклады  

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права»

Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права»






страница1/3
Дата публикации15.07.2015
ТипКурсовая
h.10-bal.ru > Право > Курсовая
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

АНОО ВО «Уральский Финансово-Юридический институт»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: Теория политической системы общества

Выполнила студентка 1 курса гр. Ю-0214

Гурьева А.А.

Научный руководитель, к.ю.н., доцент

Андрусенко О.В.

Екатеринбург

2015 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Политическая система

    1. Понятие политической системы……………………………………………..4

    2. Виды политической системы……………………………………………….10

    3. Функции политической системы………………………………………..…12

2.Теоретические модели политической системы

    1. Системная модель………………………………………………………..…15

    2. Структурно-функциональная модель…………………………………...…16

    3. Информационно-кибернетическую модель…………………………...…17

3.Политическая система Российской Федерации

3.1 Характеристика политической системы Российской Федерации……….18

3.2 Основные направления развития политической системы Российской Федерации………………………………………………………………...…….20

3.3 Место и роль государства в политической системе общества…………22

3.4 Взаимоотношения с государством: политических партий и общественных организаций………………………………………………………………….…26

Заключение……………………………………………………………………..30

Библиографический список…………………………………………………...32

Введение

Актуальность исследования рассматриваемой темы заключается интересом к политической системы общества, её функциям и структурам. Термин политическая система был введен в политологию в ХХ века.

Постановка проблемы: многие исследователи посвятили свои научные труды данной проблеме. Основные пути исследования и способы анализа теории политической системы общества, её функций и структуры были заложены в западной теории государства и права. Современные российские исследователи с еще большим энтузиазмом обращаются к проблемам анализа теории политической системы общества, её функций и структуры.

Цель исследования: рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ее структуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.

Задачами работы являются:

  • раскрытие понятия теории политической системы общества;

  • рассмотрение структуры и функций политических систем общества;

  • рассмотрение видов политических систем общества;

  • определение места и роли государства в политической системе общества.

Результатом исследования является анализ теории политической системы общества и государства, её функций и структуры. Таким образом, важным результатом анализа теории политической системы общества может стать вывод об основополагающем принципе саморазвития системы, в результате которого она становится гибче, мобильней и функциональней.

1.Политическая система

1.1 Понятие политической системы

Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ века, что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Политическая система общества представлена в едином целостном комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.1

Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в

ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.

Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблема-разрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

Термин политическая система был введен в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.

В.В. Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.1

Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической системы призвана способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.

    1. Виды политической системы

Политическая система конкретного общества определяется его социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима и социально-политических отношений, культурными традициями.

В современности выделяют три разновидности политических систем тоталитарную, либерально-демократическую и этакратическую :

К тоталитарным относят системы с одной господствующей партией. Все другие составляющие такой политической системы являются проводниками государственной политики. В тоталитарных системах затруднен обмен идеями, связь с внешним миром. Для них характерен культ вождя или харизматического лидера. Стабильность поддерживается насилием, а иногда и геноцидом по отношению к своему народу.

Либерально-демократические политические системы базируются на рыночной экономике, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Государство в такой системе выполняет роль организатора условий для развития рыночной экономики, обеспечивает права и свободы граждан, защиту малоимущих слоев общества. Партии в либерально-демократических системах стремятся к завоеванию власти путем участия в выборах. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.

Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе.1

Примечательно, что важным значением и в тоталитарных, и в либерально-демократических политических системах обладают институты прямой (непосредственной) демократии – референдум, народная законодательная инициатива. В первом случае они используются в качестве одного из средств легитимации власти (подчеркивается прямая связь между политическим режимом и «волей» народа), во втором случае они служат прямым каналом политического воздействия народа на власть.

А.И.Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами2:

  • общая цель для всех участников организации;

  • иерархичность структуры отношений внутри организации;

  • дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации –

появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.1

    1. Функции политической системы

Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. 2В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.

Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций1:

● преобразования,

● адаптации и сохранения системы.

2.Теоретические модели политической системы

2.1Системная модель

Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между «входящими» импульсами, идущими из среды, и «выходящими» импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.

«Вход» представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации. «Вход» и «выход» составляют непрерывный цикл, который называют «петлей обратной связи».

Если «исходящие» импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

Истон выделяет два вида легитимности:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа студента ю-351 уч гр. I курса юридического факультета...
Ii. Принципы организации и деятельности механизма государства. Его структура

Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права»
Курсовая работа является одним из основных видов письменных работ, выполняемых обучающимися, формой контроля их знаний, умений и...

Курсовая работа По дисциплине: Теория государства и права На тему:...
Тема моей курсовой работы «Проблема плюрализма в понимании сущности государства»

Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «История...
Учебным планом на первом курсе в каждой группе очного факультета филиала гоу впо «сгап» в г. Астрахани предусмотрена курсовая работа...

Курсовая работа по предмету теория государства и права
На мой взгляд, наиболее полно эти вопросы раскрыты в работах таких авторов, как: Алексеев С. С., Венгеров А. Б., Коваленко А. И.,...

Программа по дисциплине «теория государства и права»
Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе наук, изучающих государство и право. Функции науки теории...

Контрольная работа №1 по дисциплине «теория государства и права»
Правопонимание — это процесс осмысления человеком права как социального явления, включающий в себя приобретение знаний о праве и...

Тематика курсовых работ по дисциплине "Теория государства и права" Составитель: Васильев Д. А
Требования к написанию курсовой работы по дисциплине "Теория государства и права"

Материалы для подготовки к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»
Вступительные испытания по дисциплине «Теория государства и права» проводятся в письменной форме

Курсовая работа дисциплина: «Философия права» Тема: «Концепция естественного права»
Развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время 6

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru