История  Лекции  Документы  Доклады  

Урока: «Магия в первобытной культуре». Цель урока

Урока: «Магия в первобытной культуре». Цель урока






Дата публикации10.06.2015
ТипУрок
h.10-bal.ru > Культура > Урок
Аттестуемый педагог (ФИО)__Егубова Ада Юрьевна_____________________________

Предмет Основы православной культуры Класс 3




Тема урока: «Магия в первобытной культуре».

Цель урока:

Мотивация к познанию нового предмета.

Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание первобытной культуры.

Приращение знаний и представлений.
Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Первобытный мир», «Первобытная культура», «Первобытная магия».
Задачи урока:

Обучающая: узнать связь представлений о магии с понятиями «первобытная культура» .

Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере первобытной культуры .

Воспитывающая: сформировать отношение к первобытной культуре как к норме человеческой жизни.
Ключевые понятия урока:

«Первобытный мир», «Первобытная культура», «Первобытная магия».

Методы: словесный – беседа, наглядный – иллюстрация на слайде.
Ход урока

I. Организационный момент.

П. Введение темы урока.

Запись темы или выразительное чтение темы с доски.

Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться.
Первобытный мир — первая страница истории человечества.
Первобытная культура – архаичный склад культуры, который характеризует верования, традиции и искусство древних народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые продолжают существовать и сегодня, сохранив при этом сложившийся много тысяч лет назад первобытно-общинный образ жизни.
Магия (Mejia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Первобытная магия — одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии.

III. Изучение нового материала.



Первобытный мир — первая страница истории человечества. Сегодня это не только серьезная область гуманитарных исследований со своими законами, четкой хронологией и конкретными методами, но и увлекательные открытия, загадки, гипотезы. Здесь, как и в любой другой науке, кипят научные споры, решаются важнейшие вопросы о происхождении, возникновении культуры и распространении человека разумного по нашей планете. (слайд 2-4)первобытный мир
Первобытная культура – архаичный склад культуры, который характеризует верования, традиции и искусство древних народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые продолжают существовать и сегодня, сохранив при этом сложившийся много тысяч лет назад первобытно-общинный образ жизни. Обобщение большой суммы фактов (исторических, антропологических, археологических), подводят к главному выводу: все богатство культуры, все творческие завоевания, весь положительный опыт поколений — достижение всех людей планеты. (слайд 5-14)
Первобытная магия — одна из основных форм древней культуры и одна из древнейших форм религии. Первобытная магия возникла уже на заре человеческой истории. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, — например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя. (слайд 15)
Древняя магия неотделима от образа могущественного мага, колдуна, способного воздействовать на явления природы и людей при помощи необычных, сверхъестественных сил. Считалось, что такие люди непосредственно соприкасаются с миром духов и способны защитить от враждебных сил и исцелить от болезни, вызвать дождь и обеспечить удачную охоту. В ведении магов находились общение с духами-предками племени, совершение магических ритуалов и обрядов, изготовление разного рода лекарств, ядов, противоядий и других "волшебных" зелий, забота о благосостоянии рода и многое другое. (слайд 16)

Древние формы магии

Мужская – охоты (смерти)

  • Использование охотничьих трофеев в качестве фетишей.

  • Табуирование ряда мест для охоты.

  • Ритуальное украшение охотничьего оружия.

  • Ритуальная раскраска и татуировка.

  • Ритуальные формы подготовки к охоте (танец охоты).

  • Выделение жрецов леса в качестве особой культовой организации.

Женская – рождения (жизни).

  • Наделение женщин в предродовом состоянии особыми качествами.

  • Приворотная и отворотная магия.

  • Выделение и ритуализация стадии перехода девочек во взрослое состояние.

  • Ритуализация действия, связанных с плодородием земли.

  • Особое почитание старейших женщин, помогающих при родах. (слайд 17-19)


Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.

У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных "лидеров", а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, — ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов —предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу.

Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был коллун-заклинатель, одевавшийся в "личину" того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.

Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала "задабривания" обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зве рей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их детей.

Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием.

Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери - воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей оживанию. Но постепенно такое оживание перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений.

Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя.

Похоже, что всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии.

С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу...

Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.

IV. Итог урока.



Всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. В период первобытности человек не выделял магию как нечто сверхъестественное, считая ее нормальным явлением жизни и природы. Он принимал ее как должное, ставил в один ряд с другими явлениями - рождением детей, дождем, сменой времен года.

Древние люди были особыми. Сейчас мы утеряли их культурное наследие, ибо прогресс погубил в нас связь с окружающим. Именно эта связь с окружающим миром помогала древнему человеку выжить в этом же самом мире. Однако воздействовал он на окружающий мир именно с помощью своих внутренних сил, которые и использовали связь с внешним миром. Древний человек органично вписывался в мир, который он населял, но потом утратил эту способность, отчего утратил свои магические способности.

Итак, как я предполагаю, практически все древнейшие люди владели теми или иными магическими способностями, которые зависели только от открытого в их обществе внутреннего потенциала, ведь одни общества могли открыть больше своих внутренних возможностей, другие же меньше. Практически все проявления культуры таких людей можно считать также и магическими проявлениями. Например, рисунки на стенах пещер наверняка не были просто упражнениями в художественных навыках, ибо жизнь тогда была намного суровей, чтобы позволить себе тратить время попусту. С помощью рисунка древний человек открывал свой потенциал и воздействовал на внешний мир тем или иным способом.
Приложение 1

Презентация «Магия в первобытной культуре».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

6 класс Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся со сведениями о расселении сакских племен, общественным устройством сакского общества, их занятиями...

Методическое описание: Тип урока: изучение новых знаний. Цель урока:...
Содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства

Урока. Цели урока
При разработке урока использовалась тетрадь для обучения и развития учащихся авт. Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. «Математика...

План-конспект урока реки. Части реки. Речная система. Фио (полностью)...
Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины

Урок письма. 5 класс Тема урока: Его величество эпистолярный жанр
Цель урока: возрождать традиции эпистолярного жанра, учить детей видеть и понимать ценности родного языка, рассказать об истории...

Урока Тема урока § учебника
Формирование из родственных племен восточных славян крупных племенных союзов в VIII в

Урока
Сегодня, мои юные историки, мы с вами отправимся в таинственный и непредсказуемый Арабский мир. Тема урока: Возникновение ислама

План-конспект урока ассирийская держава (Тема урока)
Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, История Древнего мира, Москва, «Просвещение»,2010г

Модель урока по обществознанию в 11 классе
Цели урока: создать первоначальные представления о политических элитах, теориях возникновения элит В. Парето и Г. Моски, как обязательном...

Урок Тема: «Объединение Франции»
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (централизованное государство, Генеральные штаты, денежный оброк, сословная...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru