История  Лекции  Документы  Доклады  

1. Предмет и задачи истории образования и пед мысли

1. Предмет и задачи истории образования и пед мысли






страница1/14
Дата публикации09.06.2015
ТипДокументы
h.10-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1.Предмет и задачи истории образования и пед.мысли. К 19 веку постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Предметом изучения является развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические периоды. Стркутура: 1) Воспитание в первобытном строе 2) школа и воспитание в др мире и Античсности3) воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения 4) школа и педагогика в Новое время5) школа и педагогика в Новейшее время. Характерным было рассмотрение воспитания с различных подходов. Шмидт рассматривал воспитание как составную часть культуры. Монро выделал философско-этическую сторону. Каптерев рассматривал педагогику с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания. Ленин – как социальное воспитание. Задачи научно-теоретические и социально-парктические.1) изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества. 2) раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху.3)выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов.4) раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики.5) представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики6) формировать историческое сознание, мышление у педагогов 7)способствовать дальнейшему совершенствованию народного образования.
2. Характеристика воспитания в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива. Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни. Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям». На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера. В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.
3. Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи книга Притчей иудейского царя Соломона, индийская Бхагавадгита и др. Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа. Возникает клинописная и иероглифическая письменность. Появление новой специальности - учителя. Своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. Образование было скудным и узкоспециальным. В школе обучались дети аристократов, торговцев. Вавилония , Ассирия, имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат). Почти в каждом городе были учебные заведения, появились. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, толучили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. С начала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки. Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем Обычно ученики жили домах. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной . Обучение было платным Размер платы зависел от авторитета учителя. В основе методики обучения лежало, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Изучались два языка: аккадский и шумерский. Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Усложняется учебная программа, кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы. В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.
4. Воспитание и школа в Древнем Египте. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. Был безоговорочный и абсолютный авторитет отца, шла передача профессии по наследству - от отца к детям. Нравственное воспитание осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги. Писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.
5. Воспитание и школа в Древней Индии в эпоху средних веков. В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.Цель воспитания - каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие, духовность, физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу. Образцы воспитания черпали в сказании Кришне, Раме. Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита. Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение. Во II - VI вв происходит возрождение индуизма. Увеличивается число школ Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела". В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.
6. Школьное дело и педагогическая мысль в Древнем Китае в эпоху средних веков. В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания. считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам. В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным . первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй.- 3 век до н.э. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу ( XI - III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах . Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных , после появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в до и э - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи. Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Он считал,что возможности людей от природы неодинаковы он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам. Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга обрядов" ( IV - I вв до н. э). " В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека. На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э ) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Введение. Предмет и задачи дисциплины Социология управления
Предмет и задачи учебного курса. Место дисциплины в учебном процессе. Содержание и объём курса, порядок проведения занятий и отчётности...

Программа курса. I. Введение в курс. Предмет и научные задачи всеобщей...
...

Утверждены
Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество...

Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления...
Тема Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Задачи исторического изучения права Глава 2
I. Предмет истории государства и права России. Задачи исторического изучения права

Предмет и задачи науки о языке
Предмет языкознания – разумеется, язык. Его устройство, механизмы и правила, то, какое место он занимает в жизни человека

Предмет, метод и задачи истории государства и права
Предмет изучения «Истории отечественного государства и права». Методы истории отечественного государства и права. Временные и пространственные...

Экзаменационные вопросы по дисциплине «история отечественного государства и права»
Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

Список экзаменационных вопросов по истории отечественного государства и права
Предмет, метод и задачи истории отечественного государства и права. Периодизация курса

2. Особенности управленческих воззрений в традиционных обществах....
Тем Предмет и структура дисциплины. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru