История  Лекции  Документы  Доклады  

Пояснительная записка рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе

Пояснительная записка рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе






страница1/3
Дата публикации08.06.2015
ТипПояснительная записка
h.10-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 10 класса разработана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 5 марта 2004 года с учётом всех изменений;

  • примерной программы среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне и авторской программы «История России и мира» Д.Д. Данилова, Д.Ю. Беличенко, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева (Образовательная система «Школа 2100») 2012 года.

Данная программа ориентирована на учебники:

  1. Данилов Д.Д. История России и мира (От родовых общин до национальных государств. С древнейших времен до начала XVI века) 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 кн. Кн. 1./Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев, В.Г. Петрович, Д.Ю. Беличенко. –М.: Баласс,2013

  2. Данилов Д.Д. История России и мира (От великих открытий до великих революций. XVI – середина XIX века) 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 кн. Кн. 2./Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев, В.Г. Петрович, Д.Ю. Беличенко. – М.: Баласс,2013


Курс «История России и мира» для старшей школы является органичным продолжением курсов «Всеобщая история» и «История России» для основной школы и решает проблему преемственности и непрерывности образования как на уровне содержания, так и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории интегрируются в рамках курса «История России и мира», но структура учебников допускает возможность разноуровневого их изучения.

Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю; 26 часов – всеобщая история, 44 часа – история России. Из них 6 уроков обобщения, 6 контрольных работ, 2 работы над ошибками.
Цели изучения курса

Приоритетная цель курса – создание условий для развития функционально грамотной личности средствами предмета.

Ключевая особенность программы – формулирование целей изучения истории в виде линий развития личности школьника средствами предмета. Под линиями развития мы понимаем группы взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющие человеку решать определенный класс жизненно-практических задач.

1-2-я линии. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

3-я линия. Формирование открытого исторического мышления:

умение видеть общественный процесс в динамике (определять причины и прогнозировать последствия).

4-я линия. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на основанную человечеством систему нравственных ценностей.

5-я линия. Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Цели изучения истории на базовом уровне

Выбор базового уровня предполагает, что история скорее всего не станет одной из основ профессиональной деятельности данного ученика. Тем не менее, изучение данной дисциплины хотя бы на базовом уровне необходимо каждому:

– чтобы ориентироваться в современном многоликом мире, понимая, как сложилась окружающая тебя палитра стран, народов, мировоззрений (1-2-я линии развития);

– чтобы понимать причины происходящих в обществе изменений и, решаясь на поступки, просчитывать их последствия (3-я линия развития);

– чтобы поступать по уму и по совести, не позволить обмануть себя проходимцам и экстремистам, самостоятельно оценивая происходящие в обществе события с нравственных позиций (4-я линия развития), с позиций гражданина и патриота многонациональной России (5-я линия развития).
Содержание программы учебного предмета

МОДУЛЬ 1. ОТ РОДОВЫХ ОБЩИН ДО НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Тема 1. Тайны исторической науки 2 ч.

Цели и средства исторической науки. Проблема базового уровня: Насколько реальны наши исторические сведения о прошлом? Предмет истории. Зачем изучается прошлое? Воспитательная, познавательная и мировоззренческо-прогностическая функции истории. Знания о прошлом. Возможность реконструкции прошлого при помощи исторических источников. Виды источников и опасность подмены или подтасовки понятий

Теории исторической науки. Проблема базового уровня: Почему историки не могут создать одну, истинную реконструкцию прошлого? Знания о прошлом. Несовпадение источников по хронологии и пути решения этой проблемы. Источники и историки. Несоответствие мировосприятия в разные исторические эпохи. Различные виды исторических подходов: цивилизационная, модернизационная и многофакторные теории. Общее и частное в изучении исторической науки.

Тема 2. Первобытный мир 2 ч.

Становление первобытного общества. Проблема базового уровня: Действительно ли первобытные люди были «дикими» и «отсталыми»? Происхождение человека. Основные этапы антропогенеза и научные споры, связанные с ним. Первобытное общество. Социогенез. Зарождение культуры. Этапы развития первобытного общества. Археологическая и синтетическая периодизация первобытной истории. Неолитическая революция. Проблема базового уровня: Общественный прогресс: благо или беда? Первобытное общество. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Новые технологии и материалы. От рода к государству.

Тема 3. Древний мир 4 ч.

Деспотии Древнего Востока. Проблема базового уровня: Древний Восток – колыбель мировой цивилизации или особый путь развития? Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Предпосылки возникновения (природные условия, общественные предпосылки, новые технологии). Общие черты древневосточных цивилизаций – восточных деспотий, основой которых были сельские соседские общины.

Осевое время на Востоке. Проблема базового уровня: В чем жизнеспособность «древних» религий? Древние цивилизации Востока: Религии, культура. Мифологическая картина мира первобытности и изменения, связанные с изменившимся общественным строем. Зарождение новых философско-религиозных учений. Восточные религии спасения и вечные вопросы, связанные с ними..

Феномен античной Греции. Проблема базового уровня: Почему человечество разделилось на Запад и Восток? Античность. Древняя Греция. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Различие в особенностях формирования восточных и западных цивилизаций. Армия рабов или сообщество равных? Первое противостояние Востока и Запада (греко-персидские войны). Этап слияния культур (эпоха эллинизма). Развитие философии.

Империи Средиземноморья. Проблема базового уровня: Сочетаются ли интересы империи с личной свободой человека? Эллинизм. Достижения эллинистической цивилизации. Древний Рим. Греков объединяет торговля, а римлян – война. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Цирки или театры. Знаменитое римское право. Развитие Рима от общины до мировой империи. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. Какие возможности для свободы личности давала имперская идея, а какие – христианство. Античное наследие и его значение для современного мира.

Тема 4. Раннее Средневековье 3 ч.

Начало Средневековья. Проблема базового уровня: Кто разрушил Древний Рим и начал новую цивилизацию – варвары или сами римляне? Понятие и хронология. Становление «христианского мира». Ослабление Рима. Разделение на Западный и Восточный Рим. Византия. Варвары на Западе, Византия – на Востоке. Западное Средневековье. Римский

папа как духовный символ единства западных земель. Принципиально разные черты развития Запада и Востока. Варварские королевства.

Разделение христианской Европы. Проблема базового уровня: Православные и католики – две ветви единой культуры или две противоположные друг другу цивилизации? Византия. Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Вселенские соборы и их решения.

Культурное наследие античной греко-римской цивилизации. Богоизбранность императорской власти. Две империи. Особенности развития различных регионов Европы в Средние века. Разный уровень развития перий Запада и Востока, обусловленный традициями, культурным уровнем, климатическими условиями. Постепенное идеологическое расхождение Востока и Запада.

Средневековый Восток. Проблема базового уровня: Почему в Средние века ислам и христианство противостояли друг другу? Восточное Средневековье. Традиции и верования. Проповедь Мухаммеда. Возникновение и распространение ислама. Борьба за единое арабское государство. Возникновение новой цивилизации. Арабский халифат. Завоевания арабов. Исламский мир. Отношения мусульман и немусульман. Индия, Китай, Япония в Средние века. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века.

Тема 5. Российская история (V–XII века) 5 ч.

Предыстория России. Проблема базового уровня: Кто является предками современных россиян? История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Появление и расселение человека на территории России в эпоху Древнего мира. Зарождение языковых семей. Первые культуры и общества. Индоарии и дренеевропейцы. Сарматы. Скифы. «Звериный стиль». Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Эпоха великого переселения народов. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финно-угры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1-го

тысячелетия. Первые славяне на территории России. Единая культурная общность восточных славян.

Государства Руси и соседей. Проблема базового уровня: Государство на Руси создали варяги/норманны или славяне? Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Расселение племен натерритории России. Государство Бохай, Уйгурский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Теории и факты возникновения государства на Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси в контексте всемирной истории. Отношения с соседями. Строительство крепостей на пути «из варяг в греки». Особенности древнерусской государственности. Установление сильной власти на севере (район будущего Новгорода) и в Киеве. Объединение Руси князем Олегом. Походы Олега на Византию. От князя Игоря до Владимира Святославовича. Закон Русский. Зависимость князей от наемных варяжских дружин. Формирование славянского ополчения. Возникновение боярского сословия. «Русская правда» Ярослава Мудрого.

Выбор веры и его значение. Проблема базового уровня: Как выбор веры повлиял на судьбу Руси/России? Христианство и язычество. Распад системы племенных мифов. Новая социальная общность – горожане. Религии на территории Древней Руси. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности. Выбор веры: христианство, западное и восточное, ислам, иудаизм. Как следствие – выбор определенного типа средневековой цивилизации. Крещение Руси. Как выбор веры повлиял на судьбу Руси.

Раздробленность Руси. Проблема базового уровня: Сохранялось ли единство Древней Руси в период феодальной раздробленности? Начало междоусобиц между Ярославовичами. Политическая раздробленность. Объединяющие факторы: Церковь, единая культурная база, общий противник (степняки) и разъединяющие: независимость окраин, местные интересы, натуральная система хозяйства, потеря значения пути «из варяг в греки». Любечский съезд и начало периода раздробленности. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Особенности феодальной системы средневековой Руси. Кризис XIII в. Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Княжества Древней Руси. Структура русского средневекового общества. Культура Руси – от Крещения до «Слова о полку Игореве».

Обобщение и контроль 2 ч.

Тема 6. Развитое Средневековье 2 ч.

Походы крестоносцев и монголов. Проблема базового уровня: Что главное во взаимоотношениях цивилизаций – диалог или война? Затрудненность контакта между разными цивилизациями. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века: религиозные, дипломатические, культурные, военные, торговые. Межцивилизационный конфликт между христианской Европой и миром ислама. Причины противостояния. Крестовые походы. Монгольские завоевания в странах Востока. Принципиальная разница между монгольскими завоеваниями и Крестовыми походами. Улус Джучи, завоевание Руси и европейских территорий. Последствия монгольских походов.

Государства католического Запада. Проблема базового уровня: Современная цивилизация противоположна европейскому Средневековью или выросла из него? Уникальность католического Запада к XIII веку. Идея служения. Служба и верность. Культ Прекрасной Дамы. Великая хартия вольностей. Кризис Средневековья. Средневековое наследие и его значение для современности. Культура Возрождения. Изменение мировосприятия человека. Рост независимых городов. Переход от средневековой системы хозяйствования к рынку.

Тема 7. Зарождение народов России (XIII–XV века) 6 ч.

Новые границы: Русь, Запад и Восток в XIII веке. Проблема базового уровня: Александр Невский – национальный герой или предатель Руси? Кризис древнерусской цивилизации в XIII веке. Гибель властной элиты и разорение городов в ходе монгольского нашествия. Евразия XIII века: между крестоносцами и монголами. Северный крестовый поход. Покорение западными рыцарями Прибалтики. Русь и Запад. Русские земли и Золотая Орда. Нашествие Батыя. Покорение Руси. Победы Александра Невского над шведами и крестоносцами. Альтернативы развития Восточной Европы. Возникновение Великого княжества Литовского и Русского. Выбор Александра Невского в пользу союза с монголами. Влияние монгольского нашествия на мировоззрение древних русичей.

Новые народы Руси и Орды. Проблема базового уровня: Как образовались современные народы – русские, украинцы и белорусы, что их связывает и что отличает? Господство Золотой Орды. Принятие ислама ханом Узбеком. Развитие Великого княжества Литовского. Русские

земли в составе Великого княжества Литовского. Происхождение названий Беларусь и Украина. Северо-Восточная Русь: социальное развитие, центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Куликовская битва, ее значение и последствия. Раскол Великой Литвы. Феодальные войны за Московское княжение.

Создание Российского государства на рубеже XV–XVI веков. Проблема базового уровня: Российское государство рубежа XV–XVI веков освободилось от «рабства» Орды или стало ее наследницей? Кто стоял за объединением Руси? Возникновение новых сословий (дворяне-помещики). Активная роль горожан в объединении. Царь Иван III: от слуги ордынского царя к независимому «государю Всея Руси». Политическая централизация. Присоединение новгородских земель. Стояние на Угре. Пограничная война с княжеством Литовским. Культура Руси

Обобщение и контроль 5 ч.

МОДУЛЬ 2. ОТ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ

ДО ВЕЛИКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

Тема 8. Новое время (конец XV–XVII века) 3 ч.

Великие научные открытия и капитализм. Проблема базового уровня: Почему люди Нового времени стремятся к открытиям? Переход от средневековой системы хозяйствования к рынку. Эпоха модернизации. Великие географические открытия. Открытие Нового Света, экспедиция Магеллана, путешествия Васко да Гамы. Соперничество на морях. Разгром Великой Армады. Заселение Северной Америки. Раннее Новое время. Предпринимательство в ремесле и торговле, первоначальное накопление капитала, развитие капитализма в Европе. Судьба Востока и Нового Света в Новое время. Начало колониальной экспансии. Новые социальные слои: буржуазия и пролетариат. Международные отношения раннего Нового времени.

Возрождение и реформация. Проблема базового уровня: Возрождение и Реформация – это прогресс творчества и культуры или упадок духовности европейцев? Культура Возрождения и гуманизм. Расцвет инквизиции. Ренессанс. 95 тезисов против индульгенций. Положительные и отрицательные стороны Реформации. Кальвинизм, лютеранство, англиканство. Контрреформация. Религиозные войны. Варфоломеевская ночь.

Абсолютизм и революции. Проблема базового уровня: Является ли демократия главным путем развития государств Западной Европы? Начало централизации. Сословно-представительская монархия. Развитие национальных государств. Абсолютизм в Европе. «Государство – это я». Консервация раздробленности Италии и Германии. Абсолютизм в Европе. Ранние буржуазные революции (Нидерландская, английская буржуазная революция.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для...
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...

Пояснительная записка рабочая программа по истории для 5 класса разработана...
А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г., реализующих программы...

Пояснительная записка рабочая программа по истории для учащихся 6...
Основной образовательной программы основного общего образования моу сош с. Песчаноозёрка

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа по истории 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Рабочая программа по истории, 8 класс пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы...

Рабочая программа По истории 10 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного...

Пояснительная записка рабочая программа по истории для 9 класса составлена...
Программы курса «История России. XX век для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина, С. В. Агафонова....

Пояснительная записка рабочая программа по истории для 6-го класса составлена на основе
Мбоу «сош села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Настоящая программа разработана на основе:...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru