История  Лекции  Документы  Доклады  

Авторская программа история подмосковья V vi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания

Авторская программа история подмосковья V vi класс Автор: к с. н. Виноградова М. В. учитель истории и обществознания






Дата публикации08.06.2015
ТипПрограмма
h.10-bal.ru > История > Программа
МБОУ ГИМНАЗИЯ №9

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ ПОДМОСКОВЬЯ
V – VI класс


Автор: к.с.н. Виноградова М.В.

учитель истории и обществознания

Гимназии №9 города Химки

ХИМКИ

2012 – 2013
e:\сканированное\ноябрь\ноябрь 045.jpg

e:\сканированное\ноябрь\ноябрь 044.jpg

Рабочая программа

История Московской области. Интегрированный курс.

Пояснительная записка:

Курс История Московской области является интегративным учебным курсом, призванным повысить образовательную активность школьников. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Жизнь в условиях информационного общества делает даже младшего подростка «человеком мира», процессы глобализации унифицируют его интересы в области развлечений: телепередачи, Интернет и поездки с родителями позволяют совершить путешествия во многие страны мира. В такой ситуации становится актуальной задача привлечь внимание школьника к ярким страницам истории его родного Подмосковья в целом и Химкинского края в частности. Особенно важно провести эту работу в самом начале отрочества, в тот момент, когда общение еще не вытеснило учебную деятельность на второй план. Тем более что современное оснащение кабинета и существующие на сегодняшний день медиаресурсы позволяют прививать подросткам навыки бережного отношения к культурно-историческому наследию без скучной назидательности и используя привычные школьникам формы подачи информации. Это значит, что воспитание патриотических чувств будет проходить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах об образовании РФ и правовых актах Московской области. Программа обеспечивает выполнение важнейших задач курса отечественной истории и рассчитана на расширение и дополнение содержательной части уроков отечественной истории базисного учебного плана в рамках первого концентра.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизма.

Важнейшие задачи курса:

  • Формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям за счет приближения основных исторических событий к истории Московской области;

  • Воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения;

  • Развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории;

  • Умение вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, побуждать у учащихся желание проводить поисковую работу по истории края, родного города, школы, семьи, развивать творческие способности учащихся.

Результатом должно стать формирование:

  • Устойчивого интереса к истории и культуре родного края;

  • Умения устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • Способности творчески мыслить и рассуждать;

  • Умения решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • Способности рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.


Программа отражает содержание курса исторического краеведения. Интегрированный курс рассчитан на изучение истории Московской области и городского округа Химки в V - VI классах в течение 68 часов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет). Из них 34 часа отводится на изучение истории области и городского округа с древнейших времен до начала XIX века и 34 часа – на изучение истории XIX и XX века. Программой предусмотрено 35 уроков на изучение теоретического материала, 12 уроков на повторение, обобщение и контроль знаний, 5 уроков на проведение экскурсий и работу с экспонатами школьного музея VII Гвардейской Режицкой дивизии.
Учебно-методическое обеспечение программы:

  • Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Москва. МГОУ 2005.

  • Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. История Московской области. Методическое пособие для учителя. Москва. МГОУ 2005.

  • Программа курса «История Московской области». Авторы: Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Жигирева Е.Г. (на основе программы Осиповой Т.В. и Семенова В.В.) М., 2005.

  • В.В. Сухов История Московской области. Электронное приложение к учебному пособию История Московской области.

  • В.В. Сухов, А.С. Клемешов, Е.Г. Жигирева, В.А. Тучин. История городского округа Химки. Учебное пособие. М., 2009.

  • В.В. Сухов, А.С. Клемешов, Е.Г. Жигирева, В.А. Тучин. Электронное приложение к учебному пособию История городского округа Химки. М., 2010.

  • Программа курса «Культура Подмосковья» для учащихся 3 - 4 классов общеобразовательных школ. Авторы: Баранова Оксана Владимировна, учитель истории МОУ СОШ №1 города Долгопрудный, Терентьева Елена Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №1, руководитель городской экспериментальной площадки «Преподавание учебных дисциплин на краеведческой основе».

  • Программа курса «История Московской области. История Каширского района» для учащихся 8 – 9 классов. Автор: Яцкина Галина Васильевна, учитель истории МОУ «Топкановская средняя общеобразовательная школа».

Литература:

  • Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск, 2005.

  • Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М.,1997.

  • Павлов Б.А. На химкинской земле. М., 2003.

  • Павлов Б.А., Павлов Б.Б. Химки: усадьбы, деревни и села, выдающиеся личности. Материалы лекций по краеведению для школьников. Химки 2006.

  • Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М., 1955.

  • Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. М., 2005.

  • Глушкова В.Г. Подмосковье, Культура, история, география. М., 2005.

  • Глушкова В. Г. Усадьбы Подмосковья. Исторический путеводитель. М., 2011.

  • Московская область. История. Культура. Экономика. М., 2005.

  • Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.

  • Островская В.Н. Древняя земля Подмосковья. М., 2004.

  • Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М., 2001.

  • Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. М., 2003.

  • Химкинская картинная галерея. Каталог. М., 1996.


Учебные экскурсии:

  • Музей VII Гвардейской Режицкой дивизии. Гимназия №9.

  • Краеведческий музей. Школа №5.

  • Музей-усадьба «Середниково».

  • Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина.

  • Музей НПО имени С.А. Лавочкина.



Тематическое планирование:

V класс

Введение. (2 часа)

История Московского края: источники, хронология. Изменение территории. Особенности Московского края и его роль в истории России. История края как часть отечественной истории.

Наш край в древности. (6 часов)

Первобытно-общинный строй на территории Московской области. Следы пребывания первобытного человека на территории края.

Археологические находки. Льяловская культура. Фатьяновская культура.

Колонизация. Природные предпосылки колонизации. Родоплеменная организация славянского населения и ее эволюция. Хозяйственное развитие края. Дьяконовская культура. Кривичи и вятичи.

Подмосковье в период средневековья. (7 часов)

Окраина древнерусского государства. Феодальная раздробленность на территории Московской области. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Первые московские князья. Территориальное расширение Московского княжества. Горетов стан – первое упоминание о нашем городе. Роль монастырей. Герои Куликовской битвы. Развитие хозяйства и торговли в XIV – XVI веках. Рост городов. Строительство монастырей и укреплений.

Подмосковье в Новое время.(9 часов)

Иван Грозный и его опричная столица. Смутное время на территории Московской области. Лавра – «музей под открытым небом». Неразрывная связь долгого пути Троице – Сергиевой Лавры с русской жизнью и культурой.

Возрождение экономики в XVII веке. Ремесла и народные промыслы. Изменение территории Подмосковья в начале XVIII века. Образование Московской губернии. Развитие мелкотоварного производства и оптовой торговли. Купеческие династии: Морозовы, Патрикеевы, Гучковы. Роль Петербургского тракта в развитии торговли. Отечественная война 1812 года на карте Подмосковья.

Подмосковные усадьбы.(8 часов)

Особенности культурно – исторических архитектурных комплексов «усадьба». Абрамцево, Мураново, Марфино, Середниково, Архангельское. Усадебная жизнь в Подмосковье. Усадебная культура. Усадьбы на химкинской земле: Петровское-Лобаново, Киреево. Дачи московской интеллигенции в Подмосковье. Клин. Дачи московской интеллигенции в Химках. Соколово.

Итоговое повторение.(2 часа)
VI класс

Введение. (2 часа)

Символика Московской области.

Подмосковье в XIX - начале XX века.(5 часов)

Индустриальное развитее Подмосковья. Станция Химская Николаевской железной дороги. Социально-экономическое развитие Подмосковья в пореформенное время. Земская реформа и ее влияние на образование и здравоохранение. Культура и быт края в XIX веке. Образование, художественная культура, литература, архитектура. Революционные события начала XX века.

Наш край перед войной.(8 часов)

Социально-экономическое развитие Подмосковья в 20 – 30 годы XX века. Административная реформа. Индустриализация и урбанизация. Строительство канала Москва-Волга. Культура и быт населения. Образование. Городская культура. События Великой Отечественной войны на территории Подмосковья. Героизм тружеников тыла. Химки в годы Великой Отечественной войны.

Наукограды Подмосковья. Подмосковье в XX веке.(9 часов)

Знакомство с городами нового поколения. Наукограды и новая культура информационного общества. Города – центры научного творчества. Дубна, Королев, Зеленоград, Троицк, Протвино, Звездный, Жуковский. Предприятия городского округа Химки.

Городской округ Химки сегодня.(8 часов)

Социально-экономическое развитие на рубеже веков. Меценаты города. Спорт в городском округе. Химкинские краеведы. Символика городского округа.

Итоговое повторение (2 часа).

Московская область в начале XXI века: успехи и трудности.
Календарное планирование.

МО – Учебник: Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История Московской области.

ГОХ – Учебник: Сухов В.В., Клемешов А.С., Жигирева Е.Г., Тучин В.А. История городского округа Химки.

V класс.

ТЕМА



ТЕМА УРОКА

УЧЕБНИК

МЕСЯЦ

ТИП УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

Вводный урок.

МО §1

сентябрь

Урок-изучение нового материала




2

Территория Московской области.

МО §1

сентябрь

Комбинированный урок.

Работа с электронной картой

Наш край в древности.


3

Первые поселения. Под пологом леса.

МО §1

ГОХ §1

сентябрь

Урок-изучение нового материала




4

Охотники и рыболовы новокаменного века. Льяловская культура.

МО §1

ГОХ §1

сентябрь

Урок-изучение нового материала




5

Племена фатьяновцев.

МО §1

октябрь

Урок-изучение нового материала




6

Удивительная колонизация.

МО §2

октябрь

Комбинированный урок

Работа с иллюстрациями учебника

7

Славяне на химкинской земле. Сходненское городище.

ГОХ §2

октябрь

Комбинированный урок




8

Далекая окраина Древней Руси. Урок повторения.

МО §3

октябрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Период средневековья.


9

Яблоко раздора. Начало политической раздробленности.

МО §4

ноябрь

Урок-изучение нового материала




10

Горетова волость. Химкинские земли в составе Московского княжества.

ГОХ §3

ноябрь

Комбинированный урок.

Работа с картой и иллюстрациями учебника

11

Колыбель державы. Куликовская битва.

МО §5

ноябрь

Комбинированный урок




12

Золотое кольцо Подмосковья: Звенигород, Можайск, Коломна, Дмитров.

МО §5

декабрь

Комбинированный урок

Урок-путешествие с использованием видеоматериалов

13

Деревни тверского тракта.

ГОХ §4

декабрь

Урок-изучение нового материала




14

Урок опроса.

МО

Контрольные вопросы и задания к I главе

декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний




15

Повторительно-обобщающий урок.




декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Учебная экскурсия в Краеведческий музей

Подмосковье в Новое время.


16

Иосифо-Волоцкий монастырь.




январь

Комбинированный урок.

Урок-путешествие

17

Тяготы тягла при Иване Грозном. Александровская слобода.

МО §7

январь

Урок-изучение нового материала




18

Смута в истории Московского края. Оборона Троице – Сергиевой лавры.

МО §8

январь

Урок-изучение нового материала




19

Возрождение экономики в XVII веке. Новый Иерусалим.

МО §9

февраль

Комбинированный урок




20

Старые и новые города Подмосковья XVIII века.

МО §10

февраль

Комбинированный урок

Сообщения школьников, интересующихся историей

21

Купеческие династии: Морозовы, Патрикеевы, Гучковы.

ГОХ §5

февраль

Урок-изучение нового материала




22

На пути из Петербурга в Москву. Химки в XVIII – XIX веке.

ГОХ §5


февраль

Комбинированный урок

Работа с электронной картой

23

Судьба деревень Подмосковья.

МО §12

ГОХ §5

март

Комбинированный урок




24

Повторительно-обобщающий урок.




март

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Подмосковные усадьбы.

25

Мир подмосковных усадеб.

МО §11


апрель

Урок-изучение нового материала

Знакомство с усадьбами Подмосковья посредством фотоматериалов (в том числе из семейных архивов) и работ художников.

26

История одной усадьбы. Архангельское.

МО §11

апрель

Комбинированный урок

Сообщения школьников, интересующихся историей

27

История одной усадьбы. Середниково.




апрель

Комбинированный урок

Учебная экскурсия в усадьбу

28

История одной усадьбы. Марфино.




апрель

Комбинированный урок




29

Усадьбы на химкинской земле: Петровское-Лобаново, Киреево.

ГОХ §6

май

Урок-изучение нового материала




30

Дачные поселки и дачники. Клин Чайковского.




май

Комбинированный урок

Урок-путешествие с использованием видеоматериалов

31

Дачные поселки и дачники. Соколово.

ГОХ §8

май

Комбинированный урок

Работа с картой и иллюстрациями учебника

32

Клятву верности сдержали. Бородино – поле русской славы.

МО §12

май

Урок-изучение нового материала




Итоговое повторение.

33

Урок повторения.

МО

Контрольные вопросы и задания ко II главе

май

Урок обобщения и закрепления знаний




34

Урок опроса. Итоговый урок.




май

Урок обобщения и закрепления знаний





Календарное планирование.

VI класс.


ТЕМА



ТЕМА УРОКА

УЧЕБНИК

МЕСЯЦ

ТИП УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Введение

1

Вводный урок.




сентябрь

Комбинированный урок

Беседа о культуре, истории, достижениях родного города

2

Символика Московской области.




сентябрь

Комбинированный урок

Урок практикум. Анализ представленных геральдических материалов.

Подмосковье в XIX веке.

3

Подмосковье в век железа и пара.

МО §12

сентябрь

Урок-изучение нового материала




4

Край соломенных крыш

МО §14

сентябрь

Комбинированный урок.

Работа с электронным приложением к учебнику

5

Земство и земцы.

ГОХ §8

октябрь

Урок-изучение нового материала




6

Революция в Московской губернии.

МО §16

октябрь

Урок-изучение нового материала




7

Урок повторения.




октябрь

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Наш край перед войной.


8

Революционные преобразования в Московской губернии.

ГОХ §10

октябрь

Урок-изучение нового материала




9

От губернии к области.

МО §18

ноябрь

Урок-изучение нового материала




10

Образование Химкинского района.

ГОХ §11

ноябрь

Урок-изучение нового материала




11

Строительство канала Москва-Волга.

ГОХ §12

ноябрь

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами

12

Битва под Москвой.

МО §19 - 20

декабрь

Комбинированный урок

Урок-практикум Работа с материалами школьного музея.

13

Памятники боевой славы городского округа Химки.

ГОХ §13 - 14

декабрь

Комбинированный урок

Виртуальная экскурсия.

Работа с электронным приложением к учебнику

14

Живая легенда.

ГОХ §15

декабрь

Урок-изучение нового материала




15

Повторительно-обобщающий урок.




декабрь

Урок обобщения и закрепления знаний




Наукограды Подмосковья

Подмосковье в XX веке.


16

Фантастическая победа. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

МО §20

январь

Урок-изучение нового материала




17

Градообразование.

ГОХ §19

январь

Комбинированный урок

Сообщения школьников по материалам семейных архивов

18

Химки после Великой Отечественной войны.

ГОХ §19

февраль

Урок-изучение нового материала

Работа с электронным приложением к учебнику

19

Необыкновенные города. Наукограды Подмосковья.

МО §21

февраль

Урок-изучение нового материала




20

«Энергомаш» - дорога в космос.

ГОХ §16

февраль

Комбинированный урок

Проекты из архива кабинета истории

21

НПО имени С.А. Лавочкина – от самолетов к луноходам.

ГОХ §17

февраль

Комбинированный урок

Учебная экскурсия

22

История МКБ «Факел».

ГОХ §18

март

Комбинированный урок

Сообщения школьников по материалам семейных архивов

23

Урок повторения.




март

Урок обобщения и закрепления знаний

Работа с учебником, картой, схемами

24

Урок опроса.




март

Урок обобщения и закрепления знаний

Разноуровневые задания для повторения

Городской округ Химки сегодня.

25

Меценаты города.

ГОХ §20

апрель

Комбинированный урок

Работа с электронным приложением к учебнику

26

Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина.

ГОХ §20

апрель

Комбинированный урок

Учебная экскурсия

27

Наука и образование.

ГОХ §21

апрель

Урок-изучение нового материала




28

Духовное возрождение.

ГОХ §22

апрель

Урок-изучение нового материала

Работа с электронным приложением к учебнику

29

Спорт городского округа.

ГОХ §23

май

Урок-изучение нового материала

Проекты из архива кабинета истории

30

Химкинские краеведы.

ГОХ §23

май

Комбинированный урок

Работа с электронным приложением к учебнику

31

Их именами названы улицы.

ГОХ Приложение

май

Комбинированный урок

Урок-экскурсия. Работа с электронным приложением к учебнику

32

Символика городского округа Химки.




май

Комбинированный урок

Урок практикум. Анализ представленных геральдических материалов.

Итоговое повторение.

33

Возрождение красоты. Урок повторения.

МО §22

май

Урок обобщения и закрепления знаний




34

Урок опроса. Итоговый урок.

МО Контрольные вопросы и задания к III главе

май

Урок обобщения и закрепления знаний

Итоговое тестирование



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обществознания в 5 классе Автор: Миненкова Е. Н., учитель истории...
Учитель: общая тема, над которой мы начали работать, «Исторические ступеньки развития общества»

Рабочая программа по истории 5 класс Маматова М. В. учитель истории и обществознания 2013
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного...

Учебному предмету «Обществознание» 6 класс на 2014-2015 учебный год...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основногообщего образования по истории (2004 г.)

Рабочая программа Обществознание 9 класс. Шелков В. В. учитель истории...
Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования...

Рабочая программа Махоркин Сергей Владимирович учитель истории и...
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. Под ред. Л. А. Соколова М.: Просвещение,2008г

Рабочая программа по истории составитель Павлова Светлана Михайловна...
Название, автор и год издания предметной программы: примерно-тематическое планирование составлено на основе базовой программы, автор...

История 10-11 классы
Составитель: Терлецкая И. П, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Рабочая программа по истории 5 класс пояснительная записка
В основе рабочей программы лежит типовая авторская программа, разработанная Ф. А. Михайловский «Всеобщая история. История Древнего...

Рабочая программа по истории 6 класс
Программы по истории Средних веков 6 класс, автор А. А. Ведюшкин («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание...

Рабочая программа Право 11 класс. Шелков В. В. учитель истории и...
Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru