История  Лекции  Документы  Доклады  

1. Экономика, история и их соотношение. Опр предмета эк истории

1. Экономика, история и их соотношение. Опр предмета эк истории






страница1/8
Дата публикации08.06.2015
ТипДокументы
h.10-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

1.Экономика, история и их соотношение. Опр предмета эк. истории.

Две тенденции:к интеграции и специализации. Предмет истории:исследование истор. процесса под влиянием истор. событий. Предмет эк. истории-развитие экон. Процесса под влиянием истор. факторов.(*любой предмет, кот воздействовал в прошлом но отсутствует сейчас-рабство, барщина,дань.*факторы, кот оказывали влияние на экон процессов прошлом и продолжают воздействовать-товар, деньги, цена, прибыль). В науке не проводят различия между экон историей и истор экономией, их смешивают. Истор экономию можно получить если в истории оставит материал относ только к экономике. Экон историю надо отличать от истории народного хоз-ва. Эконо история изучает и исследует процесс развития систем реальных экон отношений натурального, товарного и планового хоз-ва. История нар хоз-ва исследует историю развития отдельных предприятий и отраслей нар хоз-ва со стороны развития производ-ых сил страны. Экон история –базисная наука для теорет экономики и истории экон учений, она развивается в тесной связи и зависимости от развития истории народного хоз-ва.

2. Методология и методы экон-истор исследования.

Методология-совокупность знаний об условиях, средствах и способах научного познания-наука и методах познания действительности *процедуры(понятия с помощью кот можно отобразить исполнение отдельных действий по получению научного знания)*регулятивы(понятия, фиксирующие движение средств контроля за научно-исследов действиями)-взятые в единстве образуют методологию.1-ый ур-философских методологических регулятивов.Диалектика-исходное её понятие- бытие, в ней два рода явлений-материальные и идеальные(материя и сознание). Теория диалектики-наку о всеобщих законах развития действительности. Бывает объект и субъект. Противоположность диалектическому методу- метафизичекий(эклектика-случайно соединение несовместимых положений, софистика-правдоподобная форма рассуждений,кот затушёвывает нарушения требований логики. Важнейшие приёмы-вырывание событий из их связи с другими явлениями, применение закономерностей одной группы к явлениям другой группы, применение закономерностей одной эпохи к событиям другой. 2-ой ур- общенаучные методы-анализ(процесс разложения целого на составные части и исследование каждой в отдельности),синтез(процесс воссоединения целого и частей и исследование как взаимодействуют изученные части в составе и качестве целого), индукция, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному(1-от конктр неопознанного к абстр, 2- от абстр к конкр познанному), метод единства логического и истор в познании, статистическая методология(метод массового, метод группировок, метод обобщающих показателей), математический метод.3-ий ур-конкретно научной методологии(знания о совокупности принципов и методов, применяемых в той ил иной спец дисциплине(синхронный, метод периодизации, хронологический, метод истор параллелей, метод экон-истор моделирования, метод актуализации),а также из естествознания(радиоуглеродный, дендрологический, геофиз) 4-ый ур-предметно-чувственный или уровень методики.(это ргеламент научно-исследов деятельности, расписание последовательности выполняемых исследоват операций)Она пердставляет собой высокоспец знание, вкл в себя жёсткие ограничения по усл, средствам и параметрам получаемых результатов исследования. Методика помогает обеспечить сбор и первичную обработку данных. Здесь регулятивные средства смыкаются и исследов процедурами Методология помогает понять каким образом получены результаты и сориентироваться в имеющемся материале

3. Источники материала

1)археологические(остатки поселений, орудий труда, дом утвари,одежды, горные разработки,гидротехнические сооружения, места захоронений. Памятники археологии:Юровичская и Бердыжская стоянки(Гомельская область), кремнивые шахты в Волковысском районе) 2)этнографические 3)лингвистические 4) устные 5)письменные(делятся на законодательные акты(первый допущенный на Бедаурсь сборник законов-Русская правда(11 в). В период ВКЛ-привилегии, кодексы основных норм феодального права(статуты ВКл). Памятники конца 18 нач 20 в –законы, манифесты, положения, указы, рескрипты правительства Рос империи. Источники новейшего времени-акты законодат и исполн органов СССр, БССР, РБ.(конституция 94 г)), материалы делопроизводства(Литовскяа метрика, сеймовые материалы 16-18 вв), экон-геогр, статистические(Инвентари магнатских владений Белоруссии 17-18 вв, Статистическое изображение городов и посадов Рос империи по 1825 г, Статистика землевладения в 1905 г, советский период:Советская Белоруссия, Белорусская ССр в цифрах, сборники отражающие развитие РБ в 90-ые:Статистический ежегодник РБ 1997г), летописи(Повесть временных лет, Лаврентьевская, Радзивииловская. Ранний этап представлен летописными редакциями-Хроника ВКЛ и Жемойтского, Летописи Быховца-они написаны в основном на польском и старославянском языках), хроники, мемуарная лит-ра(«Дневник» Фёдора Евлашевского, записки иностранцев С. Герберштейна и р. Гейденштейна. Мемуаристика 18-19вв: записки Виленского генерал-губернатора ф. Микровича, метрополита И. Самашки. Советский период:»Верен до конца» Козлова(воспоминания о ВОВ и коллективизации)), лит и публицистические произведения(11-13 вв:былины, сказки, произведения Туровского. Эпоха Возрождения и Реформации 16 в: Ф. Скорина, Николай Гусовский, Сымон Быдный. 17-18 вв: Симеон Полоцкий. 19020 вв: Дунин-Марцинкевич(Пинская шлахта), Богушевич, Лучина, Купала(Курган, БАндаройна), Колас(Новая зямля), Богданович(Максим и Магдалена). В 20, 80-ые производственная тема.), материалы периодической печати(Труды вольного экон общества(1766-1915), Журнал мануфактур и торговли(1825-1918),20-ый век Наша нива и Наша доля. 6) фото-кино-фономатериалы а также-геологические –археологические-исторические(нар фольклор,лит-ра, истор летописи, истор документы по хоз деятельности)

5. Понятие экон процесса. Факторы

экономический процесс-постоянное и последовательное изменение состояний системы экон отношений. Вкл 8 факторов:человек, силы природной среды, взаимодействие человека с силами природной среды, производительные силы,созданные человеком, организация использования пр сил и её формы, рез-ты хоз деятельности белорусов, экон отношения белорусов, общественные способы производства в РБ, надстройка и её воздействие на развитие экон-истор процесса в Беларуси.

6. Эл-ты экон процесса по его факторам

I. Человек: 1. Антропологическая определенность. 2. Этническая определенность. 3. Социальная (классовая) определенность. 4. Духовная определенность человека.

II. Силы природной среды: 1. Земля. 2. Вода. 3. Воздух. 4. Солнце (огонь).

5. Климат. 6. Почва (естественное плодородие). 7. Источники пищи растительного происхождения. 8. Источники пищи животного происхождения. 9. Полезные ископаемые и материалы. 10. Природные пути сообщения. 11. Природные средства связи.

III. Взаимодействие человека с силами природной среды (его формы): 1. Работа. 2. Труд. 3. Созидание.

IY. Производительные силы, созданные человеком: 1. Рабочая сила (талант). 2. Орудия труда (техника, технология). 3. Предметы (материалы) труда. 4. Энергия (ее виды). 5. Искусственный климат. 6. Почва (искусственное плодородие). 7. Созданные человеком пути сообщения. 8. Созданные человеком средства связи. 9. Производственно-трудовое сознание. 10. Производственно-трудовая культура.

Y. Организация использования производительных сил (ее формы): 1. Организация производства. 2. Организация труда. 3. Организация управления. 4. Организация планирования. 5. Управление. 6. Планирование.

YI. Результаты хозяйственной деятельности белорусов: 1. Национальное богатство. 2. Отраслевая структура народного хозяйства. 3. Совокупный общественный продукт. 4. Валовой внутренний продукт. 5. Национальный доход: 5.1. Необходимый продукт. 5.2. Прибавочный продукт. 6. Рост

населения. 7. Рост числа поселений, городов. 8. Деградация сил природной среды. 9. Стихийные бедствия. 10. Природосбережение. 11. Элементы деградации человека. 12. Аварии. 13. Восстановление духовного и физического здоровья человека.

YII. Экономические отношения белорусов: 1. Отношения собственности на средства производства и на результаты экономической деятельности. 2. Способ соединения рабочей силы со средствами производства. 3. Отношения непосредственного производства. 4. Отношения распределения. 5. Отношения обмена: 5.1. Деньги. Банки. Фондовые биржи. 5.2. Товар. Внутренняя и внешняя торговля. 5.3. Налоги. Бюджет. Финансы. Государственный долг. 5.4. Страховое дело. 6. Отношения потребления. 7. Экономическое сознание. 8. Экономическая культура. 9. Экономические реформы.

YIII. Общественные способы производства в Беларуси: 1. Постоянно действующие факторы формационного ряда: 1.1. Господствующая форма собственности на средства производства. 1.2. Формы привлечения работника к труду. 1.3. Экономическая форма присвоения прибавочного продукта. 1.4. Поляризация (деполяризация) движимой собственности в сфере господствующей формы собственности. 2. Постоянно действующие факторы генетического ряда: 2.1. Уровень развития производительных сил, городской экономики. 2.2. Степень распространения того или иного типа хозяйства (натурального, товарного, планового). 3. Комплексно-исторические факторы

формационного ряда: 3.1. Степень деформации экономических отношений и господствующей формы собственности. 3.2. Степень их приспособления к изменениям в сфере того или иного типа хозяйства. 3.3. Степень потери господствующей формой собственности совей роли главного поляризатора (деполяризатора) движимой собственности. 4. Комплексно-исторические

факторы генетического ряда: 4.1. Уровень производительности новых видов деятельности (превышающий уровень старых) и структурные изменения в ведущих отраслях хозяйства, вызванные новыми видами деятельности. 4.2. Ведущая роль нового типа хозяйства (производства) в старых отраслях и перемещение центра поляризации (деполяризации) в сферу нового типа

хозяйства. 4.3. Становление новых форм распределения и обмена продуктов. 5. Обратимость или необратимость генезиса нового общественного способа производства [1-2].

IX. Надстройка и ее воздействие на развитие экономико-исторического процесса в Беларуси: 1. Общественно-политическое устройство белорусского народа. 2. Политика. 3. Право. 4. Мораль. 5. Развитие духовности и культурыбелорусского народа.

Теперь на оси абсцисс отложим периоды и стадии экономико-исторического процесса в Беларуси. Экономическая история Беларуси подразделяется на четыре основных периода: первобытно-родовой, феодальный, капиталистический и государственно-социалистический способы

производства. Критерием периодизации выступает смена формы системы экономических отношений. Условимся обозначать прописными латинскими буквами (А, В, С, D) общественные способы производства, а строчными (а, b, c, d) – стадии общественного способа производства. Поскольку разумное ведение хозяйства может быть только у человека разумного, то экономическая история Беларуси начинается с появления на ее территории человека

разумного. Итак:

А – первобытно-родовой способ производства (35 тыс.лет до н.э. – 9 век н.э.): а. Стадия становления (35 тыс. – 8 тыс.лет до н.э.); b. Стадия развития (8 тыс.лет до н.э. – 5 век н.э.); с. Стадия разложения (5-9 вв. н.э.).

В – феодальный способ производства (9 – 1-я пол. 19 в.): а. Ранний феодализм (9-12 вв.); b. Развитие и укрепление феодализма (13 – 1-я пол. 17 вв.); с. Поздний феодализм (2-я пол. 17 – 18 вв.); d. Разложение феодализма и возникновение капитализма (к.18 – 1-я пол. 19 вв.).

С – капиталистический способ производства (1861-1917 гг.): а. Домонополистический капитализм (ранний индустриализм) (1861-1900 гг.); b. Монополистический капитализм (средний индустриализм) (1900-1917 гг.).

D – государственно-социалистический способ производства (1917- 1991 гг.): а. Стадия: 1) замены стихийных, рыночных, капиталистических экономических отношений планомерными, государственно-социалистическими экономическими отношениями в БССР (1917-1936 гг.); 2) развития рыночных, капиталистических экономических отношений в Западной Беларуси под господством буржуазной Польши (1921-1939 гг.); b. Стадия развития плановой экономики в Советской Белоруссии (1936- 1955 гг.); с. Стадия попыток «органического» сочетания плана и рынка в условиях государственно-социалистического способа производства (1956- 1985 гг.). d. Стадия попыток «радикальной» замены плана рынком, монопольно-государственного социализма домонополистическим капитализмом (1986 – нач. 1990 гг.).

7 Критерий периодизации экон процесса Беларуси. Общая хар-ка экон-истор развития страны.

В качестве критерия период-ии взято изменение форм экон отношений. Экон-истор процесс в Белаурси подразделяется на 4 основных периода:-первобытно-общинный, -феодальный, -капиталистический,-социалистический. А Первробытно родовой способ произ-ва(40 тыс до н э-9 в н э) а)становление(40000-8000 тыс лет д н э) б)развитие(8 тыс д н э-5 в н э) в)разложение и возникновение феодализма(5 в н э-8 в н э) В.Феодальный способо прои-ва(9 в н э- 1-ая пол 19 века) а)ранний феодализм(9 в-12 в) б) укрепление и развитие фоедализма(13 в-1-ая пол 17 в) в)поздний феодализм( Вт пол 17-18 вв)г)разложение феодализма и генезис капитализма(кон 18- 1-ая пол 19 в) С. Капиталистический способ произ-ва а)стадия домонополистического капитализма(1861-1900) б)стадия монополистического капитализма(1900-1917) Д. Социалистический способ произ-ва(1917-нач 90-ых) а)стадия 1-замена стихийных рыночных капиталистических экон отношений планомерными гос-социалистическими(1917-1935) 2-рыночные отношения в Зап Европе под господством буржуазной Польши(1921-1939) б)развитие плановой эк-ки Сов Беларуси(1936-1955) в)стадия попыток органического сочетания плана и рынка в условиях монопольного гос социализма(1956-1985) г)стадия попыток радикальной замены плана рынком, монопольно гос социализма-домонополистическим капитализмом(1986-нач 90-ых)

8. Матрица Общая хар-ка её строк и столбцов.

мы располагаем на оси ординат 9-ью факторами и 76-ью

элементами экономико-исторического процесса, а на оси абсцисс – 4-мя

общественными способами производства и 14-ью стадиями развития

экономико-исторического процесса в Беларуси. Разместив их в системе

прямоугольных координат, получим модель экономико-исторического

процесса в Беларуси в виде матрицы, содержащей 1064 клетки (76х14),

76 строк и 14 столбцов. Разумеется, такую модель нельзя разместить на

стандартном листе бумаги, зато вполне возможно представить ее в

сокращенном виде

В такой модели (матрице) каждая клетка имеет свое обозначение.

Например: клетка І.4. А.с. Она содержит определенный экономико-

исторический факт о состоянии духовности человека на стадии разложения первобытно-общинного способа производства. Каждая из 76-ти строк отражает закономерность развития того или иного элемента (а в обобщенном виде) и фактора экономико-исторического процесса на протяжении всех исторических эпох. Каждый из 14-ти столбцов характеризует развитие экономико-исторического процесса на той или иной стадии того или иного общественно-экономического способа производства (а в обобщенном виде) и целого способа

производства. Сама матрица характеризует развитие в Беларуси экономико-исторического процесса в целом.

Клетки матрицы могут быть пустыми по следующим причинам:

1. Данного элемента в данное время вообще не могло быть. Например, элемент

YII. 5. 1.: деньги, банки, фондовые биржи в первобытно-родовом способе производства (А) не существовали. Такие клетки матрицы называются вырожденными; 2. Сам элемент существовал в истории, но факт его существования еще не открыт археологами; 3. Такой факт открыт археологами, но еще не стал достоянием историков; 4. Данный факт известен историкам, но не известен экономисту-историку, использующему данную матрицу в научно-исследовательском или в учебном процессе.

Модель экономико-исторического процесса в Беларуси является открытой для внесения в нее новых факторов и новых элементов. Необходимо только доказать, что этот новый фактор или новый элемент относится к данному экономико-историческому процессу. Не закрыта она и в отношении появления новых общественных способов производства и их стадий в связи с продолжением развития экономико-исторического процесса.

Отмеченные замечательные свойства матрицы экономико-исторического процесса позволяют студентам, изучающим экономическую историю, подготовку к учебным занятиям совмещать с научным исследованием в данной области. Изучая подсистему клеток матрицы, в которой имеются пустые невырожденные клетки, студент может поискать в заданном ему историческом материале факты, позволяющие заполнить пустые клетки и тем самым восполнить имеющийся научный пробел

9. Антропологическая опр-ость человека

человек разумный появился на территории Беларуси 35-40 тысяч лет назад

2 направления расселения

-юго-запад(с Карпат)

-юго-восток.(с Гомельщины)

Человек Беларуси :европеид (балтийская ветвь) предшественником человека разумного является палеонтроп)

Палео -камень, каменный век

Разновидность –неандерталец(название от реки Неандер в Германии, где был найден скелет) рост примерно 155-165 см. объём мозга 1000-1200 см3.

Неантроп- человек разумный

Кроманьонец-разновидность, пещера во Франции, где его нашли. Рост 179-194 чс. Объём мозга 1200-1400 см3.

Современный Беларус :рост 168-172 см

Черепной указатель =поперечный диаметр/продольный диаметр

16-17 вв н э уменьшение черепного указателя

В северных районах с 72 до 80 В южном с 81 до83-84

С ростом черепного показателя произошло уменьшение роста.

В современных условиях антропологи различают 3 физических тела белорусов:

1. длиннолицый, узколицый

2. среднелицый

3.широколицый, коротколицый

Эти три типа обусловлены делением Беларуси на 3 метогеохимические провинции:

А)северная провинция с центром в г.Полоцк

Б)центральная провинция(г. Заславль)

В)южная(г. Пинск)

В почвах этих провинций разное количество микроэлементов(в Северной -алюминий, железо, калий, магний, никель, хром. Низкая концентрация центральная: много ванадия и мало титана и остального. Южная: много кремнезёма и меди и мало всех остальных)

Чем больше микроэлементов поступает в организм, тем более минерализирован скелет и он лёгкий, поэтому северяне высокие, южнее имеют более массивный, тяжёлый

10. Духовная определённость

Ментальность белорусов формировалась очень долгое время. Её основные черты начали формироваться ещё в древности, в период господства на Б язычництва с его различными специфическими культами, обрядами, обычаями. До принятия христианства наши предки поклонялись разным многочисленным богам, чтили природные стихии, небесные светила, священные для них деревья, камни, горы, родники. Ментальность жителей Б того времени определялась политемизмом( то есть верой в одновременное существование многих богов), обожествление и одухотворение всей природы, осознанным ощущением связи между человеком, землёй, всем окружающим миром и Космосом. Характерна вертальная магия, анимизм, частично тотемизм. На протяжении многих столетий ментальность белорусов во многих чертах оставалась дохристианской, язычницкой. Прежде всего это было связано очень медленным распространением христианства. Но несмотря на это с конца 10 в началось распространение христианства на Б, причём распространение происходило преимущественно мирным путём. Этот процесс растянулся на 2-3 столетия. Важное значение для формирования ментальности белорусов имело такое понятие как «этнический синтез». Это значит, что поскольку белорусский этнос начал формироваться во 20ой половине 1 тыс н э в результате постепенной ассимиляции славянскими племенами местного населения балтийского происхождения, то при этом имели место взаимопроникновение и взаимодействие славянских и балтийских языков, культур и ментальностей

Источники духовного развития : верования, народное творчество, литератур, живопись, музыка. Верования древних людей: тотемизм, мифология, язычество, религия

Православие-католицизм-иудейство-магометанство-униатство1839-отмена униатства, ввод православия; 1917-марксизм, ленинизм до 1991 г.

11.Этническая определённость человека.

Выделим ряд понятий:

-род,-племя,-народность,-нация,-этнос,-народ

В первобытности во время существования родов не было этноса, была система родства.

Род –форма общественности людей, основанная на кровном родстве. Формированием рода (между нижним и верхним палеолитом)закончилось становлением доклассового человеческого общества из первобытного стада на базе экономических отношений возникает родовая община.

Формы родовой организации: матриархат, патриархат

Роды объединялись в племена.

Племя-форма этнической общности и общественной организации людей, присущая первобытно-родовому строю. Возникло в период развитого родового строя на раннем

этапе, имея определённую территорию, экономическую общность(коллективная охота и взаимопомощь), единый язык и самоназвание, на позднем этапе, имея единую культуру и единые праздники.

На смену племени пришла новая форма охотнической общности –народность, которая возникла одновременно с возникновением классового общества(9 в).

Народность –форма исторической общности и общественной организации людей, которая образуется в результате слияния племён и предшествует возникновению нации. Присуща феодальному способу производства. Обычно складывалась из племён, близких по языку, культуре.

Народности присущи в неразвитом виде почти все признаки нации: относительная общность языка, территории, некоторых черт культуры и характера, определённые хозяйственные связи, этническое самосознание и познание. С развитием капитализма народность превращается в нацию.

Нация -историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями и особенностями психологического склада, что проявляется в специфических чертах культуры.

Исторически известны 2 типа нации:

-буржуазная(нацией считал себя высший класс господствующий)

-социалистическая(пролетарии, крестьяне)

Этнос – применение термина этнос позволяет избежать незначительности термина народ и даёт возможности для однозначных выражений того общего, что имеется в понятиях народность и нация, национальность, племя. Именно это общее, связанное с наличием у каждой из обозначаемых данными терминами.

Среди этносов различают титульные, к ним относятся этносы, составляющие по численности большую часть народа.

12 социальная определённость человека

в период первобытного строя люди не делились на класс в имущественном отношении, поэтому в социальном положении все они были родственниками. Социальной офрмой организации люде йв первобытную эпоху является род, поэтому и соц. Опре-ость белорусов- принадлежность к роду. Несколько родов объединялось в племя. Для племени быол характерно:общий язык, общая культура, общая хоз. Деятельность, поэтому племя было зародышем этнической, социальной организации. Опредлённость:сородичи, соплеменники.С переходом на использование металлических оружий производительность труда в земледелии и животноводстве выросла в 6-10 раз. Появился излишек продукта, который называется прибавочным, отсюда появилась необходимость обмена. Вначале обмен происходил между общинами, а потом внутри общины. Возникает частная собственность, классы, а вместе с ними и государство. Первые формы государства на территории Беларуси были Полоцкое и Туровское княжество. После объединения Новгородской Руси с Киевской Русью Полоцк и Туров попадают под влияние Киева. Беларусь входила в состав Киевской Руси до 20-ых годов 12 в. Киевская Русь была феодальным государством для феодализма характерны 2 основных класса: феодалы и зависимые кретсьяне.. Накапливалось богатство и когда величина продукта достигла такого уровня, что часть могла жить за счёт прибавочного продукта, появились классы людей, которые в основе имели богатство.. В классе феодалов (9-12 вв) различались князья и бояре(местная знать)(бояре-дружинники, которые за заслуги получали от князя дань и должны были защищать его). В классе зависимых крестьян: смерды, холопы, челядь невольная, вольные общинники, вотчинные ремесленники.

В 13 первой половине 17 века с развитием и укреплением феодализма произошли изменения в классовой определённости. Среди феодалов различались: великий князь(господарь), крупный феодал(пан), мелкий феодал(шляхта). Среди крепостных крестьян:1. в зависимости отношения общества и роли в семье а)цяглые(отрабатывали барщину) б )осадники (рента «осада») в)огородники(поставляли продукцию на панские столы) г)слуги. Кроме них были обедневшие деклассированные элементы(холупники, кутники, бобыли, каморники).

Во 2-ой половине 17-18 вв в составе Речи Посполитой крепостные крестьяне для поляков были быдлом. После присоединения к России бел. крестьяне для русских помещиков- рабочим скотом. В конце 18- 1-ой половине 19 в начинает зарождаться класс капиталистов и наёмных рабочих. Кроме того существуют помещики0сеьлхоз. наёмные рабочие(батраки), торговцы, ростовщики, крестьяне-единоличники: бедняки, середняки, кулаки; интеллигенция. В советском обществе основными классами являются: 1)рабочий класс. В зависимости от занятости в различных отраслях а)промышленные рабочие б)рабочие с/х и лесного хоз-ва в)транспорта и связи г)строительство д)рабочий среды обслуживания е)прочие 3 %. ПО уровню квалификации: а)высшей квалификации(2,4%) б)средней(90%), низкой(6%). 2)Колхозное крестьянство а)работники механизированного труда(трактористы, комбайнеры, шофёры) б)физичесокго труда(плотники, строители, пчеловоды) в)ручного труда .3)Интеллигенция :инженерно- техническая, экономическая, сельскохоз-ая, медицинская, учителя, работники науки, худ интеллигенция, сферы услуг. 4)служащие, неспециалисты 5)фермеры(2600 хозяйств) 6)предприниматели

13.Земля как сила природной среды Беларуси и средства хозяйственной деятельности.

Земля как средство хозяйственной деятельности явл. предпосылкой процесса труда, одним из его важнейших вещественных факторов. В отличие от других средств деятельности земля не является рез-том труда человека, её нельзя заменить, создать заново, переместить в другое место, а её свойства в значительной степени зависят от комплекса климатических и других природных факторов. Земля одновременно и предмет к средствам деятельности, когда производственный процесс направлен на поддержание или повышение урожайности, земля – предмет труда, но как условие и основы технологий с/х производства она – средство труда, например, в отраслях перерабатывающей пр-ти, строительство. Земля исп-ся для постройки на ней зданий, проложение путей сообщений и др. в добывающей пр-ти – кладовая полезных ископаемых. В с/х, лесном х-ве – основное ср-во (источник) деятельности. При абсолютной территориальной ограниченности земли размеры х и лесных угодий относительно ограничено. Развитие производительных сил (мелиорация, развитие долинных земель) дает возможность увеличить площадь земель с/х предназначения. Происходит также обратный процесс: передача земель, в редких случаях с/х угодий для размещения на них объектов пр-ти, линий электропередач, транспортных путей и т.д.

Основное св-во земли, как ср-ва деятельность, которое создает прибавочную стоимость урожайности.

С точки зрения э-ки урожайность земли определяется её способностью возобновлять необходимые человеку растительные продукты и создавать условия для развития жив-ва. Урожайность земли зависит от:

  • Питательных веществ

  • Биологические факторы

  • Структура почвы

  • Климатические факторы

После введения земли в хоз-ый оборот урожайность можно возобновлять и увеличивать

  • Внесение удобрений

  • Использование более прогрессивных технологических ср-в и технологий обработки

  • Создание благоприятных условий

  • Оптимальное использование территории

  • Рациональное сочетание её природных и искусственных производственных возможностей

Единство этих факторов создает реальную экономическую урожайность земля. Именно рост экономической урож-ти и является важнейшей задачей повышения эффективности земельных угодий.

Показатель э-ой урожайности земли – урожайность с/х культур. Рост ур-ти культур и производительности жив-ва говорит о повышении качества земли. Потенциальная ур-ть земель в Беларуси выросла аж вдвое, повысились валовые сборы и ур-ть основных с/х.

Для улучшения качества земель и повышения ур-ти в РБ разработана широкая программа мер:

  • Увеличение пр-ва минеральных угноений

  • Мелиорация

  • Культивирование почвы

  • Рекультивация участков, где добываются полезные ископаемые

  • Вспашка природных полос и др. земель, не включенных в с/х пр-во

Ввозное значение имеет комплекс мер по охране земель. Состав земли: 34,6% железа, 29,5% кислорода, 15,2% кремния, 12,7% магния.

14. вода как сила природной среды Беларуси и средство хоз-ый деятельности.

Вода – ода из фор состояния вещества природы. Состоит из кислорода (88,81%) и водорода (11,19%). Сыграла важную роль и геологическом обогревании земли, возникновение и развитие жизни. Вода входит в состав всех тканей организмов. Всего в живых организмов земли суммарно сод-ся около 2,5 тыс. км. Куб. общее кол-во в гидросфере 1,4-1,5 млрд. км. Куб. в литосфере 1,3 млрд. км. Куб. в мантии 13-15 млрд. км куб. на пов-ти земли вода содержится в основном в морях, ледниках, озерах, водохранилищах, подземных и минеральных водах. В атмосфере в виде пара, который образует облака и туманы.

Прозрачная жидкость без вкуса и запаха, температура кипения 100 градусов. Наибольшая плотность 1000 кг/м куб. при температуре 4 градуса. При повышении или понижении тем-ры плотность изменяется. Основной растворитель. Химически активное в-во легко взаимодействует со многими металлами и неметаллами, солями и окисями. Молекулы воды стойки в нагреванию и распадаются при температуре выше 1000 градусов. Изотопная разновидность тяжелая вода, где водород частично замещен дейтерием. Используется в ядерной технике в небольших кол-вах (около 0,016%) находится в обычной воде.

Вода – самое распространенное в-во в природе, около 70,80% пов-ти земного шара покрыто ей. Существует в трех агрегатных состояниях. Всегда имеет примеси (газы, соли и органические вещества). Самая чистая вода – дождевая и снеговая. В воле около 3,5% соли (преимущественно натрия м магния хлоридов). Жесткая вола имеет больное кол-во солей кальция и магния.

В РБ

  • 10800 озер

  • 1100 прудов

  • 90 водохранилищ

  • 20,8 тыс. рек и ручьев общей длиной 90,6 тыс. км.

В метровом слое почвы содержится 52 км куб воды. Природные рес-сы подземных вод составляют 15 км куб на год. Водяного пара в атмосфере в РБ 6 км куб. в Беларуси выпадают в среднем 146 км куб на год, 110 испаряется обратно. Запас вод равен 123,4 км куб.

Потребление вод:

  • 70% ТЭС

  • 17% промышленные предприятия

  • 5% население

  • Суточное потребление воды на городского жителя 500 литров.

Использование воды:

  • Рыбное х-во

  • Гидроэлектростанции

  • Судоходство

  • с/х

15. воздух как сила природной среды Беларуси и средство хоз. деятельности.

Воздух – натуральная смесь газов, преимущественно азота и кислорода, который составляет земную атмосферу. В составе воздуха (в % по объему):

  1. Азот 78,09

  2. Кислород 20,95

  3. Аргон 0,93

  4. Углекислый газ 0,03

Сложный состав воздуха впервые заметил А.Л.Лавуазье в 1775-1777гг. везде на земном шаре состав воздуха (без учета влажности) одинаковые и почти не меняется до высоты 100 км. Кол-во азота, кислорода, инертных газов в воздухе практически постоянно (концентрация кислорода поддерживается растениями).

На высоте 10-100 км различаются озон, атомарный кислород и окись азота. С движением воздушных масс связаны многие атмосферные явления, изменение погоды, особенности климата. Воздух является источником кислорода, вместе с водой оказывает физическое и химическое воздействие на земную кору, чем обусловлены важнейшие физико-географические процессы, которые происходят на её пов-ти. Воздух не пропускает космического излучения и тем самым защищает органический мир земля от вредного воздействия.

Для нормальной жизнедеятельности человека кроме чистоты воздуха важно порциональное давление кислорода. Над уровнем моря от 213,3 гПа, при уменьшении до 119 гПа появляются первые признаки недостаточности (кислородное голодание).

Воздух умеренных широт (полярные воздушные массы) – воздушные массы, которые формируются в средних и субполярных широтах материков. Бывает морского и континентального происхождения. На территории Беларуси преобладают морские воздушные массы умеренных широт. Характерно значительная повторяемость континентальных воздушных масс западных широт. В январе такая повторяемость может достигать 50%, это определяет умеренно – умеренно морскую погоду, в большинстве случает сухую со среднесуточными температурами воздуха -10 - -15 градусов при прояснениях до минус 20 и ниже.

Воздух – источник кислорода, необходимого для дыхания. Используется в процессах, связанных с горением в технике, в медицине (аэротерапия), утеплении средства получения энергии 16-17%, в разных промышленных процесса как сырьё для получения кислорода, азота, инертных газов. Используется одна миллионная ветра для получения энергии.

16. солнце (огонь), как сила природной среды Беларуси и средства хоз деятельности.

Огонь. Человек пользовался огнем за долго до того, как научился его получать. Следы огня археологи находят при раскопках поселений синантропов и неандертальцев.

Сначала люди пользовались природным огнем, который появлялся при самовозгорании травы и листьев, от удара молнии, извержении вулканов, самовозгорании природного газа в других случаях, и поддерживали горение в ямах. У многих народов на долго оставалась традиция поддерживать вечный огонь. В древнем Риме огонь охраняли жрецы храма Весты – весталки. В начале верхнего палеолита люди научились добывать огонь штучно. Тря один кусочек дерева о другой. Позднее огонь стали высекать из кремния, потом из железа. С 19 в. исп-ся спички.

У древних белорусов огонь считался родовым и домашним богатствам, защитникам домашнего очага и лекарственным ср-вом. Представления о его неприродной силе остались в ритуальных обычаях раскладывать купаловский огонь, перепрыгивать через него парами для очищения и т.д. до конца 19 в. в Беларуси существовали жертвоприношения в чести огня (сжигали первый скошенный сноп жита). Богами огня у восточных славян считался Сворог. Некоторые группы населения Индии и Ирана и теперь поклоняются огню.

Солнце. Солнце – самая ближайшая к Земле звезда. Центральное тело солнечной системы, в котором сконцентрировано 99,86% её массы. Среднее расстояние от Земли 149,6 млн. км. Как звезда – типичный карлик, абсолютной звездной величиной 4,83 , возраст около 5,5 млрд. лет.

Солнце – источник всех видов энергии (кроме ядерной и энергии приливов), которая используется человечеством. Энергия солнца поддерживает в газообразном состоянии атмосферу земли и является практически единственным источником энергии всех атмосферных явлений. Солнце постоянно нагревает сушу и водоём, обеспечивает протекание процессов фотосинтеза, существование всей биосферы и круговорот веществ в природе. Постоянство энергии, которую Земля получает от солнца обуславливает стационарность теплового баланса Земли из-за Солнечной активности и сменами скорости вращения Земли, землетрясений, изменение уровня озер и грунтовых вод, изменение роста деревьев, ледовитости морей, а так же засух, ураганов и ливней, урожаев с/х культур и размножения, изменение состояния человека.

Солнечное светило проявляется в различных оптических явлениях в атмосфере, в сочетании с вращением Земли образует чередование дня и ночи. Лучистая энергия солнца используется в лекарственных профилактических методах. Сильная зависимость жизни на Земле от деятельности Солнца требует постоянного изучения и научного предвидения процессов на Солнце. Для этого основана международная служба Солнца, в состав которой входят все крупные атмосферные обсерватории, организованы специальные комплексные программы исследования.

В Беларуси влияние солнечной активности на земной магнетизм изучался Плещеницкой географической обсерватории (в БССР). Некоторые физические явление, которое происходят на Солнце изучались в Виленской астрономической обсерватории.

Солнце состоит из тропосферы, хромосферы и короны. Энергия Солнца обеспечивает определенное направление с/х. ультрафиолетовые излучения вызывают ионизацию воздуха, которая обеспечивает коротковолновую радиосвязь на длинные расстояния. Состояние между Солнцем и урожайностью.

17.Климат

Климат – многолетний режим погоды, т.е. совокупность последовательных смен возможных условий погоды, характерных для данной местности.

Климат Беларуси – умеренно-континентальный, средняя температура января: от -4 на юго-западе до -8 на северо-востоке. Средняя температура июля: 17-19. Осадков выпадает 550-700 мм/год. 2/3 годовой суммы осадков приходится на тёплый сезон.

Стоит рассмотреть влияние таких климатических факторов, как теплооборот, влагооборот (влажность, осадки), солнечная радиация, рельеф, на такие важнейшие составляющие экономики, как с/х, промышленность, строительство, транспорт, связь (коммуникации), торговля.

1)С/Х. Наши климатические условия (много осадков, низкие температуры, мало солнца) создают условия для хорошего роста льна, картофеля – это влияет на наш экспорт. Хорошо растёт трава, значит есть неплохие пастбища и выпасы для крупного рогатого скота, хорошие условия для свиноводства и птицеводства – это определяет преобладающее мясо-молочное направление в нашем животноводстве, мы также экспортируем мясо-молочные продукты. Зато плохо растут овощи, особенно фрукты, их приходится импортировать.

2)Промышленность. Есть собственное сырьё для развития лёгкой промышленности (текстильная, обувная, швейная). Климат определяет структуру пищевой промышленности – преобладает мясо-солочная отрасль и переработка с/х продуктов. Количество солнца, а точнее солнечной радиации на территории Беларуси (3500-4050 кДж/кв.м.) обусловливает невозможность строительства солнечной электростанции (а это один из самых перспективных альтернативных источников энергии в наше время).

3)Строительство. Рельеф местности определяет строительство. Территория Беларуси в целом имеет равнинный рельеф, в центре более холмистый, Минск сам находится на возвышенности. Без оценки структуры рельефа (сюда входят и почва, и исследования на наличие природных ископаемых, и глубина залегания подземных (грунтовых - ?) вод, подвижность рельефа) невозможно строительство ни жилое, ни стратегических объектов. В Беларуси выпадает много осадков, это часто вызывает наводнения в сельской местности. Количество осадков (режим) также должен учитываться при строительстве.

4)Транспорт. Необходимость прокладки ж/д и шоссе через болотистую местность вызывает затраты на осушение этих болот. Режим осадков приводит к размыванию дорог, значит нужно производить какие-то специальные шины, покрытия дорог…(USE YOUR IMAGINATION!!!..). Климат влияет на с/х, а структура с/х влияет на производство каких-нибудь особых машин для сбора урожаев. И т.д. и т. п.

5)Связь. Облачность, влажность – работа спутников, теле и радиобашен. Отсутствие штормов, бурь, смерчей, сильных ветров (средняя скорость ветра по Беларуси 4-6 м/с) – прокладка линий электропередач, телефонной связи и т.п.

6)Торговля. Наличие дорог, возможность прокладывать через нашу территорию газо- и нефтепроводов – экспорт,импорт, транспорт связь + географическое расположение нашей территории = отличные условия для самой разнообразнейшей торговли. :)))

18. Почва как сила природной среду Беларуси и ср-во хоз деятельности.

Почва воздействует на горные породу осадков. Определяется плодородием. Почвообразовательные факторы:

-Материнская порода(от механического состава и структурных особенностей зависит физическое состояние почвы)

-Климат (оказывает влияние на выветривание горных пород, воздействие на водно-тепловой режим почвы)

-Животные (ускоряют распад органических веществ)

-Растения (вносят в почву органические элементы)

-Рельеф (на пов-ти земли и почвы в зависимости от него формируется определенное энергетическое поле, что воздействует на растительный и животный мир и направляет почвообразовательные процессы)

-Биологический возраст территории

-Производственная деятельность людей

Плодородие почв – возможность обеспечивать растения минеральными веществами и водой, давая урожай. Отмирают растения и животные, образовывая минеральные органические вещества. Поверхностный слой почвы с этими веществами называется гумусом.

1)дерново-подзолистые почвы – они образовались благодаря умеренному климату, лесной растительности, травянистом покрову. Существует несколько слоёв:

перегной (много питательных веществ)

подзолистый (беден питательными веществами)

слой накопления

материнская порода

В почвах Беларуси недостаточно калия, азота, фосфора, микроэлементов., их нужно носить в почву, что получит высокие урожаи. Дерново-подзолистые

Почвы имеют кислотную реакцию вредную для многих растений.

2)Пески – почвы, бедные питательными веществами, растут сосны, вереск, чабрец, тысячелистник, во влажные годы на таких почвах можно получить хорошие урожаи картофеля, люпина. Встречаются в южной, полесской части.

3)глины. Из-за того, что плохо пропускает влагу, в них сохраняются питательные вещества, растут ели, дубы и грибы. Хороший урожай льна, свеклы, клевера, зерновых. Больше всего глин на севере и северо-западе страны.

4)супесчаные и суглинистые дерново-подзолистые почвы – лессовидные породы.

5)черновые перегнойно-карбонатные почвы. Известковые породы формируют их, сами богатые питательными веществами.

6) болотные торфяно-болотные почвы – болотные почвы. Содержат много азота, фосфора, кальция. Не все растения могут их усваивать т.к. они переувлажнены и содержат вредные для растения кислоты. После осушения эти почвы могут давать высокие урожаи зерна, свеклы, овощей.

7)Перегнойно-луговые почвы. Они заняты лугами, содержат мощный перегнойный слой, если распахать, то можно получать высокие урожаи овощей, свеклы, и других культур.

19. Источники пищи как сила природной среды
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

22. 06. 2011 9: 40 институциональная экономика рабочая программа...
«Экономическая теория», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «История», «История мировых цивилизаций», «История...

Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждаю
Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Мировая экономика, Налоги и налогообложение, Страхование, Финансы и кредит, Экономика предприятия...

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Программа-минимум кандидатского экзамена по профилю 08. 00. 05 «Экономика...
Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Экономика природопользования»,...

Программа вступительного испытания по дисциплине «Теория государства и права»
Соотношение теории государства и права с гуманитарными науками: философией, политологией, социологией. Соотношение теории государства...

Учебного предмета «история» для 5-9 классов
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков (6 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004г. Преподавание учебного предмета...

Пояснительная записка рабочая программа по истории 10 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена на основе

Рабочая программа по истории для 5 класса
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету «История», а также в соответствии с...

Рабочая программа учебного предмета «всеобщая история»
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования...

Поиск


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты



h.10-bal.ru
h.10-bal.ru